Зачастили? За неделю лидеры России и Белоруссии встречались дважды

Зачастили? За неделю лидеры России и Белоруссии встречались дважды

В Москве 29 декабря во второй раз за одну неделю состоялась встреча президентов России и Белоруссии. Александр Лукашенко заметил по этому поводу: «Зачастили», и на эту шутку с готовностью откликнулся его собеседник. При этом Владимир Путин демонстрировал радушие как хозяин, принимавший дорогого гостя: «Это хорошо. Я благодарен вам за то, что вы приняли моё приглашение, приехали».

О проведении настоящей встречи лидеры двух стран договорились на переговорах, состоявшихся в Москве за четыре дня до этого – 25 декабря. Тогда же была достигнута договоренность о создании рабочей группы из членов правительств двух стран для обсуждения вопросов интеграции и аспектов, остающихся нерешенными.

Из весьма краткого фрагмента вчерашних переговоров, который размещен на сайте президента РФ, определенно можно сказать лишь то, что высокие собеседники обсуждали в сущности одну проблему: «развитие наших планов в строительстве Союзного государства» (В. Путин), «согласование группы вопросов, которые… не стояли бы препятствием на пути нашей интеграции» (А. Лукашенко). Но встреча, как сообщалось, продлилась три с половиной часа, и совершенно ясно, что она не могла свестись к самым общим декларациям и взаимным поздравлениям с наступающим Новым годом.

О чем же так довольно долго беседовали два лидера? «Главы государств продолжили обсуждение актуальных вопросов двустороннего сотрудничества», – сообщает в самом общем виде сайт президента РФ. Ничего нового в этом плане не добавляет и сайт президента РБ. Оно и понятно: переговоры шли за закрытыми дверями.

Тем не менее без риска сильно ошибиться можно утверждать, что одним из главных для Минска является вопрос ценообразования на российский газ и проблема т.н. выпадающих доходов Белоруссии вследствие проводимого Москвой налогового маневра. Со своей стороны Россия обеспокоена нарушениями таможенного режима между странами, в том числе нелегальным ввозом на территорию РФ санкционных и подакцизных товаров.

Наличие вопроса о потерях Минска в связи с налоговым маневром РФ в повестке переговоров подтвердил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. При этом он заверил, что данная тематика и проблематика дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства – параллельные вопросы, «не завязанные» друг на друга. По словам Д. Пескова, Москва будет считать успешным такой результат переговоров, который позволит совершить «еще один шаг в сторону развития наших союзнических отношений». «Это путь длинный, здесь вряд ли стоит ожидать каких-то прорывных решений», – подчеркнул он.

С таким утверждением нельзя не согласиться. Совершенно очевидно, что наши страны уже давно «сняли» первый, самый верхний слой интеграции, и, если говорить без обиняков, процесс строительства Союзного государства РФ и РБ давно уже топчется на месте. Не последнюю роль в отсутствии сколько-нибудь серьезного прогресса играет разница в представлениях сторон, как двигаться в сторону углубления интеграционных процессов.

Белоруссия, как это следует из многочисленных речей, выступлений, интервью  президента Лукашенко, хотела бы существовать в экономическом пространстве, сполна пользуясь внутрироссийскими реалиями так, как если бы была субъектом Российской Федерации. Она требует для себя, например, точно такие же цены на газ, как в Смоленской области. При этом Лукашенко без тени колебаний сообщает СМИ о неких планах Москвы поглотить Белоруссию и клянется до конца отстаивать суверенитет своей страны.

Такого рода обвинения в адрес России были сразу же опровергнуты Кремлем. К слову, и 29 декабря, отвечая на вопросы журналистов, пресс-секретарь главы Российского государства вновь отметил, что речь об объединении России и Белоруссии в одно государство не идет. По его словам, «это скорее движение навстречу друг другу, это не движение в одну сторону».

Заметим в скобках: когда Д. Песков официально опроверг наличие в Кремле каких бы то ни было планов «поглотить» западную соседку, президент РБ предпочел отмолчаться. Но ведь по законам логики кто-то из двоих, мягко говоря, лукавит. Кто? Ответ, думается, очевиден.

Москва, не вынашивая никаких «инкорпорационных» намерений в отношении Белоруссии, со своей стороны закономерно задается вопросом: если вы – суверенное государство, почему вопросы своего экономического развития увязываете с внутрироссийскими процессами ценообразования на нефть и газ? А тот же налоговый маневр, как 15 декабря логично заявил первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов, является сугубо внутренним для РФ делом. И, стало быть, проблема выпадающих доходов – наоборот, сугубо белорусская.  

Полемика, возникшая по инициативе А. Лукашенко на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге 6 декабря, явно стимулировала российскую сторону к тому, чтобы наконец поставить вопрос ребром. В Минске ждут от РФ компенсации выпадающих доходов на основании достигнутых соглашений о создании единых рынков нефти и газа. Но ведь есть и другие соглашения, которые тоже надо соблюдать – о последовательном движении к новым, более глубоким горизонтам интеграции в рамках СГ. Именно это имели в виду и вице-премьер РФ Дмитрий Козак, заявивший еще 11 декабря, что российская сторона не считает возможным обсуждать компенсации и предоставление скидки на газ «до принятия принципиальных решений о движении в направлении дальнейшей интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства», и премьер-министр Дмитрий Медведев, заявивший, что данные вопросы будут решаться лишь после того, как стороны придут к общему пониманию того, как дальше будет развиваться СГ. В самом деле, сколько же можно кормить граждан наших стран заклинаниями о союзном строительстве и при этом решать свои экономические проблемы за счет партнера.

Трудные переговоры 25 декабря, да и вчерашние переговоры лидеров РФ и РБ (хотя их результаты пока неизвестны) показывают, что в позиции Москвы многое поменялось. Движение в отношениях с Белоруссией как по улице с односторонним движением Россия могла худо-бедно позволить себе несколько лет назад, но не сегодня в условиях санкционного давления со стороны Запада. Минск же предпочитает не видеть этих перемен и не только не оказал Москве поддержки путем присоединения к ответным шагам России, но даже пользуется в целях собственного обогащения реэкспортом подсанкционных товаров. Отсюда возникла естественная необходимость, как вчера отметил В. Путин, сверить часы по вопросам интеграции. Надо понимать так: публично определиться, кто что предпочитает: подлинное объединение или соблазн получить сиюминутную прибыль под предлогом интеграции.  

Ранее та же цена на газ или объемы беспошлинно поставляемой Белоруссии нефти устанавливалась предельно просто: А. Лукашенко ехал в конце года в российскую столицу и после переговоров в Кремле возвращался домой триуфатором. Ныне по инициативе российской стороны порядок явно изменился. С президентского уровня эти вопросы спущены на уровень управленцев. И спорить с этим трудно: любая политика должна быть экономически обоснована.

Для выработки предложений по формированию цены на газ для Белоруссии на период после 2019 г., когда истечет срок действия нынешней формулы, Москва и Минск создали рабочие группы с привлечением профильных министерств, парламентов, контрольных органов. Они и должны подготовить предложения по внесению изменений в ныне действующее ценовое соглашение 2011 г.

Здесь, как видим, – сугубая экономика, и именно к полноценному задействованию экономических рычагов интеграции зовет Москва своего партнера.