ЦИПР-2019: Судьба сквозных технологий

Не все из дорожных карт, представленные на конференции, в итоге были признаны успешными и получили одобрение Набсовета АНО «Цифровая экономика».
 

Одним из важных событий в рамках конференции ЦИПР-2019, прошедшей в конце мая в Иннополисе, стали презентации дорожных карт сквозных цифровых технологий. В программе «Цифровая экономика РФ», утвержденной правительством России, фигурировали девять таких технологий – они определены как ключевые направления, оказывающие наиболее существенное влияние на развитие рынков. В их число входили большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, Промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей. Разработка дорожных карт была поручена институтам и другим организациям на тендерной основе.

Надо сказать, что не все из дорожных карт в итоге были признаны успешными и получили одобрение Наблюдательного совета АНО «Цифровая экономика». И это вполне нормально: многие из технологий имеют пересечения и взаимозависимы, поэтому выделение некоторых из них в отдельные направления, пожалуй, действительно было неоправданным.

Важно отделить хайп от реального положения дел. Совершенно очевидно, что за пару ближайших лет беспилотный транспорт массово не поедет, блокчейн не заработает, криптовалюты не легализуются, а искусственный интеллект не победит человеческий. Но логика создания дорожных карт вполне очевидна: они направлены на преодоление барьеров там, где таковые есть, и централизованное приложение усилий в наиболее важных направлениях. Это документы, которые на пять ближайших лет определят развитие технологий на уровне страны. Цели дорожной карты – выделить субтехнологии, важные для данного направления, и дать возможность им развиться. Механизмом достижения результата должны стать прикладные исследования и разработки, а также внедрение технологий, позволяющих преодолеть барьеры.

В ходе презентации каждой дорожной карты были организованы небольшие дискуссии с участием представителей бизнес-сообщества. Вкратце расскажем о некоторых из них.

Блокчейн: инструмент доверия

Разработкой дорожной карты по системам распределенного реестра занимался Новосибирский институт программных систем, к ее созданию было привлечено более 70 экспертов. В ее рамках определены субтехнологии, их проблемы и действия, способные эти проблемы устранить, а также целевое состояние, которого реально достичь в течение пяти лет.

В качестве приоритетных для блокчейна рынков определены не только финансы, но и транспорт, государственное управление и медицина. Наиболее значимыми результатами от его использования должны стать сокращение затрат, снижение числа ошибок и повышение доверия со стороны населения. При позитивном сценарии эффект, по мнению разработчиков дорожной карты, может составить 1,5 трлн руб.

«Мало кто готов делать масштабные инфраструктурные инвестиции. Здесь может помочь именно реализация национальных проектов», — подчеркнула Татьяна Билык, директор направления индустриальных решений Qiwi BT. По ее мнению, компании, еще недавно бывшие принципиальными конкурентами, при попадании в общую блокчейн-сеть вынуждены разговаривать в другой парадигме, и это довольно сложно. Им приходится находить варианты взаимодействия, которые экономически оправданны. Позитивный эффект от этого очевиден: выясняется, что компании готовы договариваться, вести диалог и создавать экосистемы, приглашая в них партнеров. Как отметила Билык, постепенно пошла волна практического интереса – появляются заказчики, которые заинтересованы в создании интегрированных решений, включающих сразу несколько перспективных технологий, в том числе блокчейн.

Татьяна Билык: «При попадании в общую блокчейн-сеть непримиримые конкуренты вынуждены разговаривать в другой парадигме»

Тест Тьюринга для виртуальной реальности

Дорожная карта по направлению AR/VR была поручена Дальневосточному федеральному университету и фокусировалась на наиболее требовательных к этим технологиям рынках – например, медицине, образовании и промышленности, и в гораздо меньшей степени на всех остальных. По мнению авторов, во-первых, в маркетинге и игровой индустрии дела и так обстоят хорошо. Во-вторых, они не дадут значимого социального и экономического эффекта и не обеспечат стране технологического лидерства. Тремя крупными блоками, нуждающимися в государственной поддержке, обозначены аппаратные средства, платформенные решения и средства разработки, а также прикладные технологии.

По мнению Дмитрия Земцова, проректора по развитию ДВФУ, одна из основных задач – создание приложений, обеспечивающих простой перенос реальных объектов в виртуальную реальность, в том числе для создания цифровых двойников. «Если на рынке появится продукт уровня PowerPoint для виртуальной реальности, на рынке произойдет рывок, и в первую очередь в образовании», — отметил он. При этом на горизонте пяти лет возможно достичь такого уровня развития технологий, что они смогут пройти аналог теста Тьюринга – как минимум половина испытуемых не смогут отличить, в какой реальности они находятся.

По признанию создателей дорожной карты AR/VR, мышление участников рынка довольно эгоистично: они мыслят своими личными и сиюминутными выгодами. «Подружить» их интересы в рамках дорожной карты было непросто.

«Мы занимаемся этими технологиями уже пару лет. Видим применимость виртуальной реальности в обучении сотрудников и согласовании проектов, а дополненной реальности – в обслуживании оборудования», — рассказал Александр Леус, руководитель направления AR/VR программы «Индустрия 4.0» СИБУРа. Именно процессы технического обслуживания и ремонтов являются основным сценарием, прорабатываемым сейчас в СИБУРе. Тем не менее, по словам Леуса, многое зависит от регуляторов – например, будет ли возможным принимать экзамены в виртуальной реальности. Но главное, чтобы создаваемые решения стали действительно удобным инструментом. Пока к ним есть претензии, особенно применительно к точным работам, где важны сантиметры.

 

Александр Леус: «Процессы технического обслуживания и ремонтов являются основным сценарием применения дополненной реальности, прорабатываемым сейчас в СИБУРе»

Полюса искусственного интеллекта

По оценкам Сбербанка, координировавшего создание дорожной карты по нейротехнологиям и искусственному интеллекту, сейчас рынок этих технологий в России оценивается в 3,5 млн долл., а через пять лет вырастет до 21,4 млн долл. «При этом по рекомендательным системам и средствам поддержки принятия решений у нашей страны огромный потенциал. Есть много решений, которые могут развиться через спрос в отраслях», — заявил Владимир Авербах, управляющий директор офиса CDS Сбербанка. Наиболее заинтересованными отраслями Авербах назвал медицину, госсектор, металлургию и нефтяную отрасль. В качестве субтехнологий, которым следует уделить особое внимание, обозначены компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, рекомендательные системы, нейроинтерфейсы и нейропротезирование (создание решений, позволяющих человеку непосредственно взаимодействовать с различными устройствами).

«За эту дорожную карту не стыдно – там есть масса спорных мест, но это абсолютно рабочий инструмент», — отметил Александр Крайнов, руководитель лаборатории машинного интеллекта «Яндекса». По его мнению, создание дорожной карты – уникальная возможность соединить два полюса, до сих пор пренебрегавших друг другом: консервативное государство и такую молодую и быстроразвивающуюся область, как искусственный интеллект. Главное – никого не заставлять: внедрять искусственный интеллект нужно там, где «хорошо видны деньги».

Александр Крайнов: «Главное – никого не заставлять: внедрять искусственный интеллект нужно там, где хорошо видны деньги»

Большие данные – опять в завышенных ожиданиях?

Большие данные оценивались экспертами как наиболее важная из сквозных технологий. По оценкам НЦИ, занимавшегося разработкой дорожной карты, в результате внедрения технологий больших данных в «отрасли-чемпионы» рост ВВП составит не менее 3%.

В числе субтехнологий, важных для развития больших данных, были выделены программно-распределенные хранилища данных, технологии обработки, обогащения и управления данными, средства отображения данных, а также технологии, обеспечивающие прослеживаемость и интероперабельность данных. По многим из направлений рекомендовано создание сообществ open source, которые помогут разработать стандартные для рынка решения.

По мнению Александра Малахова, начальника управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве РФ, технологии больших данных сейчас переживают второй пик завышенных ожиданий, связанный со всплеском технологий машинного обучения. И по какой траектории пойдет кривая Gartner дальше, предсказать тяжело. Например, скептики приводят аргумент, что за последние годы в России до сих пор так и не появилось полноценного рынка данных, а значит роста использования технологий big data пока ждать не стоит.

«Мы готовы хранить большие данные государственного уровня. Содержать такие данные на территории АЭС, обладающей необходимым уровнем и физической, и информационной безопасности – неплохая идея», — заявил Сергей Мигалин, заместитель генерального директора, директор по экономике и финансам концерна «Росэнергоатом». Атомные станции порождают тысячи измерений в секунду. В Росэнергоатоме умеют обрабатывать такие объемы данных, но, по признанию Мигалина, совершенно точно пока делают это неэффективно.

 

Сергей Мигалин предлагает хранить большие данные государственного уровня на территориях АЭС

***

По итогам презентаций дорожных карт сложилось ощущение, что уровень их проработки существенно отличался. Не случайно наблюдательным советом АНО «Цифровая экономика» приняты всего четыре из них. Положительных оценок заслужили работы по системам распределенного реестра, технологиям виртуальной и дополненной реальности, нейротехнологиям и искусственному интеллекту, а также квантовым технологиям. Остальные будут переработаны или войдут в состав дорожных карт по другим технологиям. Например, «Большие данные» прекратят существование как независимое направление и станут частью «Технологий искусственного интеллекта», а «Компоненты робототехники и сенсорики» будут распределены сразу среди нескольких других направлений.

Загрузка…