Разъемные соединения — это крепления, при разборке которых детали остаются целыми и невредимыми. То есть те, что рассчитаны на повторную сборку. Существует множество видов разъемных соединений, но в машиностроении наиболее используемыми выступают всего четыре:

  • Резьбовое.

Исходя из названия можно понять, что используются здесь детали с резьбой (болты, винты, шайбы и т. д.). Этот вид очень распространен благодаря легкости монтажа и сравнительно низкой цене, а применяют их, чтобы смонтированные детали оставались неподвижными относительно друг друга.

  • Шпоночное.

Данное крепление осуществляется при помощи шпонки. Шпонка — это сделанный из металла брус. Он вставляется в пазы вала и ступицы колеса. В отличие от упомянутого выше крепления, в шпоночном неподвижно зафиксирована только одна, «ведущая», деталь, а вторая вращается. Применяется оно в случае небольших нагрузок и когда очень важен момент легкой сборки и разборки.

  • Шлицевое.

Крепление производится с помощью шлицев и зубьев (пазов и выступов соответственно). Они размещены по радиусу поверхности. В целом это крепление можно назвать многошпоночным. Даже применение у них схоже, вот только шлицевое рассчитано на нагрузки побольше.

  • Клиновое.

Осуществляется клиньями. Сами по себе они классифицируются ещё на 2 подвида: силовые и установочные. Первый вариант используется для надежной и прочной установки деталей машин (клин стержня и втулка), а второй — для установки элементов в определенном положении (регулировка подшипников). Простейшим примером является молоток.

  • Штифтовое.

Основную роль в нем играет штифт. Это часть крепежа, представляющая собой цилиндрический или конический стержень. Используется для крепления или ориентирования деталей. Существуют 3 направления, в которых можно расположить штифты: осевое, радиальное и тангенциальное. Производится путем просверливания обеих деталей, которые необходимо прикрепить друг к другу, и установкой в отверстие штифта. Штифты хоть и владеют преимуществом благодаря простой конструкции, но всё же имеют минус: из-за отверстия конструкция в той или иной мере ослабляется.

  • Профильное.

Кардинально отличается от перечисленных выше. Детали здесь крепятся друг к другу путем взаимного контакта на некруглой поверхности. Существуют самые различные формы таких крепежей, зачастую используются для установки рычагов на валах.