Варфоломей объявил себя «преемником» русских царей
Поводом для этого стало решение Синода Албанской Православной Церкви, которая указала Фанару, что все так называемое священство ПЦУ является безблагодатным, поскольку лжепатриарх Филарет Денисенко плодил «клириков», будучи отлучён от Церкви и предан анафеме. Также в Тиране указали на отсутствие у Константинополя права на вмешательство в дела Поместных Церквей.+
В отчете Патриарх Варфоломей прямо подтвердил, что претендует на свою исключительную роль в мировом Православии и считает себя вправе вмешиваться в проблемы других Церквей. Он напоминает, что «богоносные отцы возложили на трон Константина всесвященную и страшную надграничную ответственность», а затем фактически объявляет себя преемником византийских императоров.
В письме Патриарха Варфоломея подчеркивается, что управляющая роль Константинополя была «исполняема непрерывно» и не вызывала беспокойства у других императоров, однако не упоминает, что речь идет о правах императоров Византии, а не Константинопольских Патриархов, которые не имели никаких особых полномочий по сравнению с Предстоятелями других Поместных Церквей, за исключением права первым упоминаться в диптихе.
В качестве оснований для своих претензий Патриарх Варфоломей ссылается на книгу ответов на вопросы русских священников, составленных в 1663 году Патриархом Дионисием III совместно с Патриархом Александрийским Паисием, Антиохийским Макарием и Иерусалимским Нектарием. В этом документе четыре Патриарха писали о том, что царь в пределах своей державы имеет верховную власть, в том числе в церковных вопросах, в то время как Патриарх обязан подчиняться государю и ограничен в своих правах. Патриархи не называли имен, однако говорили о правителях Руси.
Отвечая на вопросы русских клириков, четыре Патриарха упомянули Римских Пап и их особое положение в Католической Церкви. Из этого упоминания Патриарх Варфоломей делает вывод, что и он вправе претендовать на особую власть.
Таким же образом Константинопольский Патриарх оправдывается за признание хиротоний клириков, которые не имеют апостольской преемственности.
Ранее архиепископ Калмыцкий Юстиниан отмечал, что Патриарх Варфоломей присваивает себе права самодержцев Восточно-Римской (Византийской) и Российской империй.
После падения Византии, пояснил архиерей, вся полнота прав византийского императора по управлению Церковью в масштабах всего православного мира перешла к русскому государю. Николай II был последним царем независимого православного государства, и после его кончины в каноническом праве образовалась лакуна, связанная с межцерковными отношениями. Ответственность за эти вопросы, говорит архиепископ Юстиниан, лежала не на Константинопольском Патриархе, а на императоре. И теперь ввиду отсутствия такового это должно стать предметом общецерковной дискуссии с целью выработки новых канонических норм.