В 2002 году в Красноярском крае произошла катастрофа — на Буйбинском перевале разбился вертолет. На его борту находился губернатор края вместе со своими административными сотрудниками.
Делегация направлялась на открытие горнолыжной трассы, но до пункта назначения не долетела. Вертолет потерял управление. Александра Лебедя из-под обломков достали еще живым. От тяжелейших травм он вскоре скончался.
После трагической гибели Александра Лебедя в СМИ печатали разные версии этого события. На основании технической экспертизы выдвигалось предположение о неудовлетворительной подготовке экипажа — за это двух пилотов отдали под суд, хотя сами они по сегодняшний день отрицают свою вину.
Также в качестве причины указывали плохую погоду, отсутствие на борту вертолета летных карт и т.д. Виноватым считали даже погибшего Лебедя, который якобы отдал приказание лететь, несмотря на плохие погодные условия. Широкую огласку получило предположение о диверсионных действиях, связанных с политической деятельностью Лебедя.
В политике Александр Лебедь действительно имел значительный вес. Будучи военным, он был собранным и требовательным. Подчиненные его всегда уважали. Политическая карьера Лебедя началась в 90-х годах, при жизни он был награжден несколькими государственными наградами. И уже в 1996 был выдвинут кандидатом на пост Президента.
В 1998 году Лебедь стал губернатором Красноярского края — ему пророчили великое будущее. Неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая жизнь, если бы не эта трагическая катастрофа.
Бывшие офицеры ГРУ провели собственное расследование катастрофы и сделали вывод, что трагедия не была случайной — на лопасти винта обнаружили взрывчатку. Так ли это было на самом деле неизвестно, но официального подтверждения эта версия не нашла.
В ходе проведения экспертизы было установлено, что никаких команд, находясь на борту вертолета, Лебедь не отдавал. Прослушивая записи, сохранившиеся после катастрофы, следствие пришло к заключению, что обвинения, предъявляемые к Лебедю после смерти относительно его команды лететь, несмотря ни на что, не имеют никакой почвы. В записи были слышны обычные переговоры пилотов с диспетчерской службой, короткие реплики экипажа и не более того.
В день трагедии погодные условия были действительно «нелетными». И скорее всего причиной аварии стала плохая видимость. Во всяком случае, очевидцы катастрофы, оставшиеся в живых, полностью подтверждают это, не оставляя никакой почвы для развития версий о спецоперациях и диверсиях.