Но самое простое объяснение — общее раздражение работой министров
Спикер Госдумы Вячеслав Володин прервал выступление министра экономического развития Максима Орешкина на правительственном часе в Госдуме из-за того, что тот «не раскрыл тему», предложил ему прийти еще раз и предложить «действительно варианты развития» России. Объяснений беспрецедентному поведению Володина может быть несколько. Одно из них — борьба потенциальных «преемников» Путина на посту президента.
Фото: duma.gov.ru
Недовольство Вячеслава Викторовича Максимом Станиславовичем не осталось незамеченным политтусовкой. Спикер Госдумы, хоть и является по Конституции четвертым человеком в государстве, в последнее время, скорее, терял ранее завоеванные позиции, нежели приобретал дополнительное влияние.
Из его рук последовательно вырвали сначала ОНФ, затем «Едро», а большинство важных законодательных инициатив приходят в Госдуму прямиком из администрации президента, что сводит роль Володина к обеспечению бесперебойной работы депутатского «принтера». И вдруг такой демарш.
Объяснений «беспрецедентному поведению» спикера может быть несколько.
Во-первых, личная неприязнь Володина к Орешкину. В конце концов далеко не первый министр в стенах Госдумы отделывается формальным докладом и путается в цифрах. Но глава Минэкономразвития почему-то оказался первым, кого из-за такой ерунды выставили за дверь. Возможно, Володин, которому с 2015 года СМИ регулярно приписывают президентские амбиции, почувствовал за спиной дыхание сильного соперника?
В 2017 году на совещании в Кремле руководитель организации ветеранов войны в Афганистане Андрей Чепурной дал понять, что некоторая часть политтусовки считает Володина правопреемником президента России. По его словам, именно в таком качестве спикера Госдумы представляет региональным организациям афганцев сенатор Франц Клинцевич.
«Понимаете, устно звонит и пугает в регионах наших членов организации, руководителей и чиновников, говоря, что скоро будет президентом Володин, наделит необъятными полномочиями Клинцевича — и Клинцевич всех неугодных просто закатает и закопает живьём в могилу», — пожаловался Путину Чепурной.
ВВП тогда заявил, что президента в России в ходе демократических выборов определяет народ — и никто другой. Но с тех пор сомнений в далеко идущих амбициях спикера ни у кого не осталось. А он сам, отделавшись легким испугом, вполне имел право думать, что, действительно, сидит на скамейке запасных и рассматривается Путиным в качестве кандидата, способного обеспечить трансферт власти. Но на этой же самой скамейке внезапно оказался и Максим Орешкин.
В том же 2017 году агентство Bloomberg со ссылкой на трех влиятельных чиновников, знакомых со взглядами президента, сообщило, что новоиспеченный глава Минэкономразвития (назначили в 2016 году) уже успел вырасти «в фаворита» Владимира Путина. По их словам, Орешкин, который появляется рядом с главой государства на крупных международных форумах, обладает большим политическим весом, чем все его предшественники. Именно ему было поручено рассказать о деталях первой встречи ВВП и Дональда Трампа, состоявшейся на саммите G20 в Гамбурге. С тех пор за главой Минэкономиразвития у журналистов прочно закрепилось прозвище «наследный принц».
4 марта, в очередной раз отвечая на вопрос о президентских амбициях, Максим Орешкин заявил, что работа главы государства «была бы интересна каждому управленцу с точки зрения сути и содержания». Но при этом она «абсолютно чудовищна с точки зрения нагрузки».
Через день — 6 марта — Володин (а память у спикера хорошая) устроил выволочку главе Минэка в Госдуме, давая понять, что к работе президента, которому приходится держать в голове огромное количество цифр и другой информации, он пока явно не готов. Да и со своими собственными обязанностями справляется не очень. Умыл — одним словом.
С другой стороны, демарш Володина может быть продиктован накопившимся раздражением в целом в отношении кабмина.
В таком случае атака на Орешкина — это всего лишь пробный камень, брошенный за забор Белого дома. Известно, что депутаты неоднократно жаловались на плохое качество законопроектов, подготовленных министерствами. А их просьбы присылать к третьему чтению информацию о подготовке проектов нормативно-правовых актов, без принятия которых закон останется пылиться на полке, так и не были услышаны. Как собственно, и многие другие.
Особенно неохотно, по словам самих народных избранников, данными делится Минфин: не случайно, общаясь с Орешкиным, Володин адресовал ему вопросы, которые на самом деле находятся в компетенции первого вице-премьера Антона Силуанова, с которым у спикера давний конфликт. (В правительстве, в свою очередь, считают, что, поскольку Госдума полностью находится под контролем администрации президента, церемониться с народными избранниками не имеет смысла).
После послания президента Федеральному собранию Володин заявил, что Госдума начнет работать над ним немедленно, не дожидаясь разработки дорожной карты и плана-графика, поскольку эта бумажная работа и согласование с правительством может затянуться. В этом замечании желающие также увидели готовность спикера пойти на открытую конфронтацию с кабмином.
Примечательно, что от Орешкина Володин требовал конкретики. Это созвучно словам президента, который неоднократно заявлял, что при реализации нацпроектов нужны не абстрактные показатели и отчеты, которыми любят прикрываться чиновники, а конкретные результаты для людей, причем уже в 2019 году.