Раскольник «Филарет» выступил против руководства ПЦУ
Матвей Славко
Многие предупреждали, что новая псевдоцерковная структура «ПЦУ», инспирированная спецслужбами США и продавленная Порошенко на Украине при содействии Константинопольского патриарха Варфоломея, просуществует недолго. «столетие» уже писало месяц назад в статье «Раскол среди раскольников. Как Филарет с Епифанием поссорился» о начавшемся отходе филаретовцев так называемого «киевского патриархата» от новослепленной «Православной церкви Украины» (она же «Соборная церковь Украины»).
Однако 90-летний Филарет (Михаил Денисенко) (на фото), защищая свое, на месте не стоит. Причем делает это звучно, резонансно. Что и логично: президент Зе посажен в кресло, власть поменялась, теперь вполне можно, так сказать, вытереть ноги о Порошенку и его прожекты.
Итак, раскольник Филарет призвал бороться за независимость «новой церкви» Украины от Константинопольского патриархата. Сделал это «почетный патриарх» 21 июня в Киеве на «соборе» членов своей раскольнической структуры — «УПЦ КП», прошедшем по его инициативе. В постановлении собора указано, что он отменяет постановление «архиерейского собора ПЦУ» от 15 декабря 2018 г. «…Ибо это был не Поместный собор, а собрание подписей архиереев, одного священника и двух мирян об условной ликвидации УПЦ КП по требованию Вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея», — говорится в документе.
В соответствии с новопринятым на «соборе КП» постановлением, «УПЦ КП» продолжает быть собственником всех средств и имущества, приобретенного за собственные деньги или переданных государственными органами или органами местного самоуправления, включая храмы, монастыри, учебные заведения. Все банковские счета являются счетами Киевской патриархии как юридического лица. В документе подчеркивается, что монастыри Киева — Михайловский Златоверхий, Феодосиевский, Выдубицкий (Михайловский), а также Николаевский (Богуславский), как и все приходы Киева, принадлежат управлению «киевской патриархии», а не «ПЦУ».
Лжепатриарх Филарет таким образом публично признал правду: «ПЦУ» — неканоничная и никем не признанная, а ее глава Епифаний (Сергей Думенко) — ряженый, который даже не является священником.
«Не называйте ПЦУ канонической Церковью, не утверждайте неправду. Она не признана другими Церквями канонической, а признана только одним Вселенским Патриархом», — заявил Филарет в интервью «Украинскому радио».
Он признал, что пресловутый томос является таковым только по названию, а на деле структура, объединившая две ветви украинских раскольников, не является каноничной.
С «предстоятелем ПЦУ», лжемитрополитом Епифанием, справедливо указал его бывший наставник, не служит ни один архиерей из Поместных Церквей, кроме Константинопольского Патриарха Варфоломея, и недавние торжества на Фанаре в честь тезоименитства последнего это наглядно продемонстрировали.
Кроме того, Филарет вспомнил, что находился под анафемой и, будучи изверженным из сана, был не вправе рукополагать священников и епископов. «Если я был под анафемой, то это означает, что все эти епископы (ПЦУ) недействительны. И Епифаний не только не является митрополитом — он даже не священник. Если Вселенский Патриарх снял с меня анафему лишь в 2018 году, то весь епископат недействителен», — лихо подчеркнул он.
РПЦ, как известно, категорически возражала против вмешательства Константинополя в религиозную ситуацию на Украине, указывая на нарушение церковных канонов, а затем пошла на разрыв евхаристического общения с Константинопольской Церковью из-за невозможности объединения с раскольниками без принесения ими покаяния. Однако даже признав томос ошибкой, а «ПЦУ» — искусственной и неканоничной структурой, «Филарет» не пытается призвать своих сторонников к покаянию и единению с материнской Церковью, но стремится восстановить свой раскольнический «киевский патриархат». К этому его побудил конфликт с Епифанием за власть в ПЦУ.
Кое-что становится ясней, если посмотреть в финансовый корень проблемы. Демарш Филарета имеет в подоплеке и чисто меркантильный интерес. Он до сих пор контролирует потоки, поступающие от епархий, и не спешит делиться ими с «ПЦУ» и Константинопольским патриархатом.
Суть в том, что с «ПЦУ» за право пользоваться «торговой маркой» Константинопольского патриархата Фанар потребовал неподъемной ежемесячной дани — минимум $28 млн.
Фанару-то — тоже надобно харчеваться, а паствы в Стамбуле — крайне мало.
Стало известно об электронном письме на имя Епифания, в котором Варфоломей четко обозначил: «ПЦУ» должна будет перечислять Вселенскому патриархату «десятину», размеры которой были означены совершенно конкретно; «счет» от Варфоломея включает в себя 7100 раскольнических общин на Украине, которые должны каждый месяц перечислять в Константинополь от четырех до 20 тыс. долл. А это, как мы знаем, в подавляющем большинстве, общины «киевского патриархата».
О финансовом характере конфликта между ПЦУ и УПЦ КП говорит и тот факт, что сразу шесть пунктов решения Синода Филарета были посвящены имущественным вопросам.
«Филарет — пожилой человек, он не умеет камуфлировать истинные намерения. По его мнению, деньги “зависли”, оказались под угрозой, — считает политолог Павел Рудяков. — Варфоломей же ввязался в “украинскую” историю под давлением со стороны США, однако вскоре также понял, что может получить выгоду в виде ставропигий и дани с епархий ПЦУ». Аналитик поясняет: митрополит ПЦУ Епифаний в этой ситуации выступает скорее как агент Варфоломея, чьи юридические позиции упрочает наличие договоренности с Порошенко (читай — государством) о ставропигиях. А вот Филарет желает сохранить влияние и церковное имущество. Демарш «почетного патриарха ПЦУ» Филарета с восстановлением УПЦ КП и проведением Поместного собора может иметь под собой чисто меркантильный интерес.
По данным одного информагентства, еще в начале мая экзарх Вселенского патриархата на Украине Эммануил Галльский начал активно требовать от людей экс-президента Ростислава Павленко и Андрея Юраша организовать встречу митрополита «ПЦУ» Епифания с Владимиром Зеленским. Целью встречи было получение подтверждения о готовности передать ставропигии, обещанные Петром Порошенко, Вселенскому патриархату. Речь идет о секретном соглашении между экс-президентом и Вселенским патриархатом, подписанном 3 ноября в Стамбуле, в ст. 3 которого говорилось об «обретении… Миссией “Ставропигия Вселенского патриархата на Украине” строений, помещений и др. объектов». Тогда в список вошли Киево-братский Богоявленский монастырь («УПЦ КП»), Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь в Киеве (УПЦ), Успенская церковь во Львове («УАПЦ»), Манявский скит («УПЦ КП»), Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, Спасо-Преображенский монастырь в Новгороде-Северском (УПЦ), и др. храмы. Те из них, что числятся за УПЦ, были переданы в пользование государством еще в 1990-х.
Встреча Епифания с Зеленским действительно состоялась в середине мая, но ее итоги стали для «ПЦУ» неудовлетворительными. В передаче имущества и монастырей было отказано, а сам Епифаний в одном из интервью подтвердил, что «государство не будет вмешиваться во внутренние дела церкви».
Примерно тогда же Павленко был уволен президентом Порошенко с должности главы Нацинститута стратегических исследований (утверждалось, что Порошенко, скорее, вывел его из этой должности как будущего кандидата от “Европейской солидарности” на условно/проходном 18-м месте списка). И тогда же Епифаний стал единственным «предстоятелем украинской церкви», который не принял участия в видеообращении церковных иерархов к жителям Донбасса (сам он объяснил это «недоразумением», однако, по некоторым данным, Епифаний отказался, поскольку ему не понравился текст — «ему предложили сказать, что говорить нужно не языком пушек»).
Финансовые потоки «ПЦУ» по-прежнему контролирует Филарет. В недавнем интервью он уточнял, что Епифаний нанял «юристов, которые изучали вопрос, можно ли средства патриархии перевести на него» — и, по его словам, без подписи самого Филарета сделать это невозможно. «Вот он и хочет ликвидировать Киевский патриархат и патриархию, чтобы завладеть средствами», — резюмировал Филарет.
Параллельно он в мае нанес ощутимый удар по Епифанию, лишив его финансирования: тогда единственными спонсорами «предстоятеля ПЦУ» остались львовский пивовар Андрей Мацола и киевский застройщик Игорь Лысов (до создания ПЦУ был прихожанином УПЦ).
Пусковым крючком для конфликта внутри ПЦУ и обвинений со стороны Филарета послужили как раз требования Фанара. Ситуацию прорвало 24 мая, после очередного заседания «Синода ПЦУ», когда Епифаний не стал выносить требования в повестку, однако упомянул о них во время обеда. После этого Филарет начал тесное общение с епископатом и в итоге получил поддержку заграничных епархий по восстановлению «УПЦ КП». И уже 4 июня сразу 17 «епархий УПЦ КП» обратились в департамент Минкульта по делам религий, заявив о своем юридическом статусе и возможности восстановления их в «УПЦ КП». Количество иерархов раскола, поддерживающих Епифания, постепенно сокращается.
* * *
Интересно ознакомиться с комментариями к ситуации.
Краткие тезисы о поместном соборе филаретовцев опубликовал в Фейсбуке протоиерей Владимир Вигилянский: «1. Ничего неожиданного для церковных экспертов не произошло. Аналитики без труда предвещали эти события: а) непризнание Поместными Церквами новой религиозной организации на Украине, поскольку это был не церковный, а чисто политический проект; б) неизбежный раскол раскольников (как это было на протяжении всей церковной истории) — причем, помимо непомерных амбиций Денисенко, здесь во главу угла были поставлены вопросы денег и недвижимости (а это “святое” для этой публики); в) откровенное дрейфование ПЦУ в сторону униатов и католиков; г) европейская элита, как ни старался Порошенко, демонстративно не поддержала этот проект — смело, как всегда, отмолчалась.
2. Президент П.А. Порошенко правильно считал, что, кроме языка, разорвав церковные связи верующих украинцев и русских, он окончательно отторгнет свою страну от России. Но он не учел главного: язык и религия — это глубинные понятия, с которыми пропагандой ничего невозможно сделать. Силовое нарушение языкового и религиозного баланса чревато отторжением и неприятием от себя большинства населения. Что и было продемонстрировано на выборах.
3.
Вместе с крахом Порошенко, как карточный домик, развалилась вся задуманная конструкция. В дураках оказались американские кураторы из высших эшелонов власти США, Константинопольский патриарх Варфоломей, неумные перебежчики и предатели из канонической Церкви, отряды украинских и отечественных русофобов.
4. Прогнозы:
Дальнейшая маргинализация украинских раскольников всех родов и видов, превращение их в секты “православного обряда” — вплоть до кончины (через 100 лет) Варфоломея и Филарета. Только тогда будет окончательно оценена эта политическая авантюра и расставлены все акценты».
В завершение батюшка приводит слова Апостола Павла (Гал. 6, 7):
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет».
Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, член Межсоборного присутствия РПЦ, высказался в соцсетях лаконично: «Нет ничего удивительного, что здание, построенное не на основании священных канонов Церкви, а в угоду сезонным политическим интересам, начинает стремительно разрушаться после очередных выборов. Стоило немного перемениться обстановке — и вдруг все стало ясно как в солнечный день, не замедлило и прозрение, что ситуативная ложь ничего хорошего не принесла, признания со стороны Поместных Православных Церквей не было и нет, а значит, и незачем было делать вид, что в богато украшенном свитке для гастролей по областям Украины речь действительно идет об автокефалии, то есть полной и признанной всеми самостоятельности, незачем было делиться правами с Константинополем… Но если бы в это были вовлечены одни лишь политики и раскольники! Самая большая печаль — о Константинопольской Церкви, с которой так многое связано в нашей истории, да и в недавней нашей жизни, по крайней мере, для некоторых из нас. Как могли так дешево прельститься носители многовекового опыта и предания? Когда теперь снова засветит солнце над Царьградом? Не нахожу ответа на эти вопросы. Больно».
* * *
Героя Украины Михаила Денисенко по кличке «Филарет» ревнители уже занесли как врага на пресловутый сайт Геращенки «Миротворец» — «за государственную измену, дискредитацию томоса, шпионаж и предательство украинского народа». После того, как там побывала жена Зеленского, это вторая новейшая забавная сенсация.
Меж тем Филарет обратился к министру внутренних дел Авакову с просьбой защитить «УПЦ КП». Ну что сказать? Обращение, в хитроумии Филарету не откажешь, по адресу, к самому «православному» защитнику. К неизменному столпу новомайданной власти Авакову, про которого сказано наблюдательно: пока он контролирует МВД и нацистов, режим будет держаться.
Филарет просит Авакова, в частности, защитить «права и свободу» своей паствы, дать правовую оценку действиям представителей «ПЦУ», захвативших, как утверждается, Свято-Феодосийский монастырь в Киеве и помещение Успенского храма в Киеве, а также «гарантировать невмешательство во внутреннюю жизнь УПЦ КП, исключить церковное рейдерство».
Мы хорошо помним при этом, что сами сектанты-филаретовцы в течение последних пяти лет захватили десятки храмов канонической Церкви. Теперь они трепещут и боятся, что пцу-шники будут грабить награбленное.
Оформление раскола в рядах «ПЦУ» кардинальным образом изменило ситуацию вокруг этой непризнанной в Православном мире организации. Верно замечено, что искусственно возведенная Фанаром структура, сшитая политическими, геополитическими и определенными меркантильными интересами, начала разваливаться. Тем более что цементирующая ее административная поддержка после выборов отпала. Ситуация продемонстрировала наличие в «ПЦУ» большого количества противоречий и разных лагерей влияния. Это создает предпосылки для новых разделений и расколов, что ставит перспективы дальнейшей жизнедеятельности упомянутой структуры под очень большие сомнения (в данной связи можно вспомнить также слова «митрополита» Макария о том, что он не ликвидирует в юридическом плане «УАПЦ» до тех пор, пока этого не сделает Филарет с «УПЦ КП»).
Далее, дефрагментация «ПЦУ» ставит окончательный крест на любых попытках продавить ее признание на уровне Поместных Православных Церквей.
Скандал наносит мощный удар по авторитету патриарха Варфоломея, чьи действия на Украине привели не к восстановлению единства украинского Православия, а к кардинальному усугублению его разделения.
Сложившаяся ситуация еще более актуализировала тему проведения Всеправославного совещания, на котором Поместные Церкви должны бы выработать решение по купированию негативных последствий вмешательства Фанара в украинские церковные дела.
Этот вопрос имеет сейчас первостепенное значение, ведь затягивание соответствующего процесса оплачивается все новыми и новыми гонениями в отношении верующих канонической Церкви, политическими ударами, нацеленными на ее уничтожение, а также постепенным размыванием основ всеправославного единства.
* * *
В сущности, Филарет поступил с Епифанием, как поступают с нашкодившим щенком. Однако после филаретовских действий «епифановцы» провели и свой «собор», правда, весьма жиденький. Примечательны фото с этого «собора»: во главе восседает Джон Хоббс из посольства США на Украине, «специалист во всех богословских дисциплинах».
И вот новость: решение «Синода ПЦУ» от 24 июня отстраняет Филарета от руководства новой «томосодержащей» структуры. В пресс-релизе по итогам заседания «Синода», обнародованном на сайте «ПЦУ», говорится: «Принимая во внимание особые заслуги в прошлом перед Украинской православной церковью, констатировали, что почетный патриарх Филарет остается в составе епископата Православной церкви Украины, однако утратил канонические права и обязательства, связанные с управлением епархией». «Синод» отменил решение от 5 февраля 2019 года, которое подтверждало права Филарета управлять так называемой Киевской епархией.
Вы будете удивлены, но существуют структуры украинских раскольников и на территории РФ! Так вот, «Синод» также «принял решение за участие в действиях, направленных на возникновение противостояния в церковной среде, исключить из состава епископата ПЦУ митрополита Белгородского и Обоянского Иоасафа (Шибаева) и епископа Валуйского, викария Белгородской епархии Петра (Москалёва)».
Интересно, как пцу-шники свои громкие решения собираются реализовать на практике, если, согласно госреестру, «УПЦ КП» — это совсем другое юридическое лицо, и право подписи — остается у Филарета.
Завершим обзор вердиктом ответственного редактора телеканала «Глас», иконописца и автора печати Предстоятеля УПЦ архимандрита Алипия (Светличного), высказанным в Фейсбуке: «В соцсетях разделились мнения: кто-то за Сережу Думенко, а кто-то за “Филарета” Денисенко. Я же вижу схватку двух отъявленных негодяев, которые готовы и дальше лгать и уничтожать все, что дорого самой Церкви. Я могу удивляться их заявлениям и “прозрениям” по отношению к друг другу, но доверять им не могу. Их внутренности выставлены наружу, смотрите, украинцы, сколь мерзко то, что строится на человеческой гнили — грехе и страсти!
Церковь возводится на крепком камне веры Апостольской только Христом, как Богочеловеческий организм. И Церковь не шатается, “не ищет своего”, а — Божьего. Такая Церковь есть на земле украинской. Она не изменяла, не обманывала, не шла ложными кривыми путями.
Она всегда стояла на Камне Божьем. Украинская Православная Церковь, в единстве со всей Вселенской семьей Православных Церквей! Это единственная Церковь у нас! И это достояние Украины!»
Специально для «Столетия»