Выход администрации Трампа из ДРСМД представляет собой новую веху в условной «второй холодной войне», начавшейся не в 2014, но ещё в 1991 году. На пути к сегодняшнему знаковому событию звенело немало тревожных колокольчиков и знакомые с темой аналитики устали предупреждать, хотя их традиционно мало кто слушал. И вот, наступает принципиальный момент. Не для России или США, но для всего мира.
МИД РФ, устами бессменной Марии Захаровой, уже пообещал дать ответ на американский демарш. В противовес ей советник по национальной безопасности президента США Джон Болтон анонсировал «некоторую истерию» в рядах тех, кто против выхода из договора.
Теперь американские носители средней дальности могут оказаться сразу в двух ключевых регионах мира – Европейском и Тихоокеанском. Нынешний хозяин Белого Дома лишь продолжает стратегию Буша Младшего, которую тот начал, выйдя из договора по ПРО в 2002.
Однако, на пути новых «Першингов» или их более современных аналогов есть ряд препятствий, в первую очередь, политического толка. Если в тихоокеанском регионе возможное место развёртывания – это Гуам, территория США (правительства Японии, Южной Кореи и Филиппин совершенно точно не дадут разрешение на аналогичный объект на своей земле), то в Европе всё гораздо менее очевидно. Да, элиты Польши и Румынии дали согласие на развёртывание системы ПРО, но прежнее согласие давалось в иной геополитической обстановке и, кроме того, наступательные комплексы – совсем иное дело. Не исключено, что здесь могут возмутиться даже покладистые восточные европейцы.
Второй, менее очевидный момент, это возможный ответ России. Выйдя сегодня из ДРСМД, американцы продемонстрировали и тот факт, что не считают, что экономически и технологически Москва способна к воссозданию советских комплексов средней дальности на новой основе. Однако, если они ошиблись, то даже небольшое количество ракет с радиусом 5500 км, размещённых на Чукотке (скажем, в районе Бухты Провидения) способны накрыть все континентальные Соединённые Штаты, за исключением Восточного Побережья и Техаса.
Как и США, в случае с Гуамом и Северными Марианскими островами, Россия здесь пользуется географическим преимуществом собственной территории. У Пекина таких преимуществ нет. Его комплексы малой и средней дальности достают только островные территории Соединённых Штатов, которыми при глобальном размене Пентагон пожертвует.
Впрочем, действия США нельзя считать направленными только против России и Китая. Целью, несомненно, является не ядерный военный конфликт, но новый договор, более глобальный и всеохватывающий, о чём Трамп практически немедленно и заявил. И в его рамки постараются загнать не только признанные атомные державы, но и новые: Израиль, Индию, КНДР, Пакистан. Но добиться такого соглашения будет очень непросто. Ещё труднее будет со странами, формально не имеющими ОМУ, но владеющими средствами доставки и потенциалом для создания любых боеголовок. Таких стран уже сейчас больше десятка. Новая конфигурация, по замыслу Соединённых Штатов, должна будет закрепить текущее превосходство на уровне системы договоров, ограничивая союзников и, вместе с тем, навязывая врагам Нового Света заведомо обременительный международный порядок.