Правительство вынуждено смягчать «драконовскую» пенсионную реформу

Но намеченные в Минтруде РФ уступки пожилым работникам совершенно ничтожны

 

 

Правительство вынуждено смягчать «драконовскую» пенсионную реформу

 

На сайте Минтруда РФ опубликована любопытная информация: «Перечень оснований для получения досрочной пенсии планируется расширить».

Документ начинается обнадеживающе: «Соответствующий проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 „О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение“, подготовлен Минтрудом России».

Речь идет об отдельной категории работников, у которых имеется право на досрочную пенсию в соответствии с мерами по смягчению пенсионной реформы. Базовым условием является подтвержденный стаж. Если он равен или более 37 лет у женщин и 42 лет — у мужчин, то выйти на пенсию по старости им может быть разрешено на два года раньше. То есть — в 58 и 63 года соответственно.

Бросается в глаза, что новым правилом исчисления стажа, в случае его вступления в силу, можно будет воспользоваться не ранее 2023 года, когда в переходном периоде нынешние предпенсионеры достигнут соответствующего возраста. Важно отметить — если это произойдет, то аккурат перед следующими выборами президента России (они, напомню, намечены на 2024 год). Вряд ли это является случайностью. Поскольку, все шаги правительства по пенсионной реформе уже давно смахивают на хитроумную социально-политическую многоходовку.

Итак, Минтруд поясняет, что сейчас «в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, периоды перевода беременной женщины на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов». Однако не засчитывается время нахождения на курсах повышения квалификации, исполнения государственных или общественных обязанностей: дни сдачи крови, отпуска работникам, совмещающим работу с обучением.

Теперь чиновники мучительно думают, как исправить эту несправедливость. Правда, в любом случае в зачетный период за работника работодателем должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

То есть, предположим, заслуженному донору еще предстоит доказать, что, к примеру, давно закрытое ООО, где он трудился лет двадцать назад, все-таки перечисляло денежки в ПФР, когда тот сдавал кровь. То же самое придется делать и бывшему резервисту, некогда, в молодые годы, призванному военкоматом на военные сборы. Не дай бог, его начальник тогда сэкономил и выдал ему зарплату в конверте. Или хуже того — вообще отказал в деньгах. Мол, Минобороны платит финансовое довольствие за службу, а владелец предприятия — только за конкретный объем труда. Тогда служение Родине в стаж однозначно не пойдет. И доказать Пенсионному фонду ничего не получится.

Тем не менее, даже этой наметившейся, но ничтожной, по сути, уступке населению со стороны правительства РФ радоваться еще рано. Поскольку проект находится на обсуждении. Но нельзя не отметить: от вышеуказанной инициативы веет нехорошим душком. Ведь, казалось бы — власть должна, как говорится, придерживаться «режима наибольшего благоприятствования» в отношении своих же граждан, которые по вине самих правителей страны в условиях хаоса 90-х и времени массовых «серых» зарплат в «нулевые» годы не могли даже гипотетически выполнить нынешние требования ПФР.

Напомним, тогда на рынке труда в России были совсем другие правила «игры». Которые, к слову, и сегодня оказывают сильнейшее влияние на непростые трудовые отношения. С одной стороны, люди, прежде всего — в деградирующей глубинке, по старой советской привычке свято верили, что им в пенсии, когда подойдет срок, не откажут. С другой — вынуждены были соглашаться на условия обнаглевших работодателей. А именно на зарплату в конвертах. Иначе было не покинуть рядов безработных.

Приведем три примера, под которыми, наверняка, подпишется каждый второй читатель «Свободной прессы».

«Вся проблема в том, что раньше все работали «вчерную», особенно в провинции, — жалуется 56-летний Михаил Егорович. — Тогда, не так давно, еще пять лет назад и более, все было по-другому. Даже если формально числился на муниципальном предприятии. Руководство выводило деньги через фирму-«однодневку» за 3% и рассчитывалось с нами «налом». Это было нормой.

Какой на фиг пенсионный фонд? Один раз заикнулся, так на меня, как на дурака посмотрели. Типа, «ты чего, Егорыч, так все страна живет».

Можно подумать, наверху об этом не знают. А теперь строят круглые глаза и спрашивают: «А где у вас подтвержденный трудовой стаж за те годы?».

В самом деле, в Центре социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ прекрасно об этом осведомлены. Так, в аналитической записке «О тенденциях занятости работающего населения» черным по белому написано «Доля участников „теневого“ рынка труда в 2016 г. составила… 40,3% всего занятого населения. Наибольшая доля работающих „в тени“ наблюдается среди самозанятых — 64,5%».

Учитывая статус РАНХиГС, можно не сомневаться, что эти шокирующие цифры отлично известны чиновникам из кабинета Медведева.

«Я простой русский мужик, вырастил двух сыновей, — говорит Евгений, которому недавно «стукнул полтинник». — Скажите, пожалуйста: если бы я не пахал, как вол, поднял бы семью? Нет, конечно. Чтобы более-менее одеть, обуть, накормить, выучить детвору — работал без отпусков.

Давайте начистоту: власть на то власть, чтобы решать проблемы с работодателями, а не перекладывать их на меня. Мое дело — труд и семья. А чиновники за то и зарплату получают, чтобы налоги собирать и порядок в экономике поддерживать».

И здесь «простой русский мужик» попал в десятку. Тот же РАНХиГС констатирует: «Анализируя характеристики „теневой“ занятости, не стоит обходить вниманием изъяны государственного регулирования экономики, связанные с налогообложением. Эффективность налоговой политики предполагает соблюдение основных принципов налогообложения, в числе которых принцип справедливости, определенности (точности), соблюдения интересов государства и налогоплательщиков. Однако каждый второй респондент считает налоговую политику в нашей стране в основном несправедливой».

«Прочла про 37-летний стаж, чтобы на пару лет раньше выйти на пенсию. Слов не могла подобрать, кроме нецензурных, — возмущается Лидия Ивановна, которая с 18 лет работает продавщицей в небольшом магазине. — Как заступила в 92-м на работу в свой чертовый ларек, так до сих пор «из рук в руки» крохотную зарплату и получаю. Один раз возмутилась — хозяйка сразу на дверь указала. Хоть на паперть иди, хоть в проститутки. Третьего не дано в моем богом забытом поселке.

На коленях молила простить. Отныне права «не качаю». И вот, имея небольшие, но постоянные деньги, держусь за не слишком легальную работу в ларьке».

Учитывая, что таких людей в России, которых кое-кто оскорбительно называет «терпилами», почти 40%, требуются совсем другие механизмы по смягчению пенсионной реформы. Не секрет, что в нашей стране слишком разные условия жизни, чтобы всех «стричь под одну гребенку».

Конечно, включение в стаж периодов, указанных в документе Минтруда, является нужной мерой. Но если разобраться, воспользоваться ею смогут очень немногие россияне. Поэтому куда важнее — пересмотреть правила начисления стажа и баллов в малых населенных пунктах и в небольших городках, в которых живет совсем другая Россия — безработная, нищая и несчастная. А не то, если она обидится — мало Кремлю не покажется.