Наступивший 1944 год приближал победу СССР в Великой отечественной войне, тогда же, в новогоднюю ночь, по радио впервые зазвучал новый гимн, призванный поддержать и воодушевить советский народ в борьбе против фашистской Германии. До 1943 года в качестве государственного использовался международный пролетарский гимн «Интернационал», написанный в XIX веке французом Эженом Потье. Отказ от него был связан не только с необходимостью поддержания национального патриотизма, но и соответствовал политическим соображениям Иосифа Сталина.

Великая отечественная война вернула многие атрибуты царского времени: погоны, ордена с именами дореволюционных полководцев (Александра Невского, Суворова, Кутузова), а также официальное признание православной церкви. Однако прекращение использования всеобщего гимна рабочих логически вытекало из событий, произошедших задолго до июня 1941 года. Еще в 1924—1925 годах окружение Сталина разработало теорию «победы социализма в одной стране», которая фактически ставила под сомнение идею мировой пролетарской революции, считавшейся в первые годы Советского государства основополагающей.

Незадолго до появления гимна, весной 1943 года, был распущен Коммунистический интернационал (Коминтерн), созданный большевиками для продвижения революционных настроений во всем мире. Эта международная организация нервировала союзников по антигитлеровской коалиции, в то время как СССР надеялся на скорое открытие второго фронта, а дополнительные поставки вооружений по американской программе Ленд-лиз не были лишними.

Пролетарский интернационал

Пришедшие к власти большевики рассматривали первоначально октябрь 1917 года лишь в качестве первой фазы мировой пролетарской революции, поскольку, по мнению теоретиков коммунизма, построить социализм в отстающей России без внешней поддержки невозможно.

Владимир Ленин писал, что «доделать» советский тип государства удастся лишь практическим опытом рабочего класса нескольких стран». В связи с этим в 1919 году в Москве большевики образовали Коминтерн, который должен был воздействовать на все зарубежные социалистические силы.

В то время мировая революция не казалась утопией, так как бунтарские настроения витали в ряде европейских стран: в Германии непродолжительное время существовали Бременская и Баварская Советские республики, а на значительной территории Венгрии на четыре месяца установилась власть во главе с рабоче-крестьянско-солдатскими советами.

Несмотря на довольно быстрое подавление этих восстаний, большевики не отчаивались, полагая, что «подготовительный период революции на Западе может длиться еще весьма длительное время». Хотя использование «Интернационала» в качестве государственного гимна не было закреплено официально, массовое распространение в стране в конце концов сделало его главной музыкой СССР. Написанный французским коммунаром мотив был дополнен переведенным на русский язык текстом.

Социализм в одной стране

После смерти Ленина в 1924 году между Львом Троцким и Сталиным развернулась борьба за роль первой скрипки в Центральном комитете (ЦК) большевистской партии. Еще в 1922 году будущий генералиссимус СССР добился контроля за деятельностью слабеющего «вождя», а позже с целью укрепления власти стал использовать союзы с видными большевиками (Зиновьевым, Каменевым, Бухариным), которые в дальнейшем были расстреляны.

Троцкий был большим теоретиком марксизма, но в прагматизме уступал своему оппоненту. Сталинская теория социализма в одной стране в отличие от идеи перманентной революции Троцкого давала ощущение скорого приближения «светлого будущего» вне зависимости от внешних факторов, а, кроме того, ее можно было использовать в геополитических целях. Если социализм возможно автономно построить в СССР, то товарно-денежные взаимоотношения с капиталистическими странами уже не казались чем-то постыдным.

Начиная с 1924 года Коминтерн, который и раньше был сильно зависим от Москвы, практически начинает переходить под полный контроль секретариата ЦК. Через несколько лет после изгнания оппонента Сталина из страны в 1929 году международная организация стала клеймить «троцкизм», а несогласных с этой позицией попросту из нее исключали.

В 1930-х сталинский аппарат через Коминтерн стал снижать накал революционного пыла иностранных коммунистов для того, чтобы приобщиться к мировой политике. Вскоре после этого СССР и США установили дипломатические отношения, а в 1934 году страну Советов приняли в Лигу Наций. Все это давало возможность получения иностранных специалистов и технологий, необходимых для индустриализации.

Отказ от «Интернационала»

В период массовых репрессий чистки коснулись и Коминтерна, в котором в разное время было выявлено в общей сложности около сотни «шпионов». При этом международная организация начала разоблачать контрреволюционные идеи «врагов народа» не только Советской страны, но и зарубежных коммунистов. К началу 1940-х позиции Коминтерна по тем или иным вопросам окончательно сблизились с видением геополитической обстановки руководством СССР.

Сталин задумался о ликвидации организации еще до начала Великой отечественной войны, поскольку необходимость в ней практически отпала. В 1943 году Коминтерн был распущен под предлогом «политической зрелости коммунистических партий». Создание нового гимна вместо «Интернационала» было логическим завершением проводимой советским аппаратом линии.

С 1942 года советские поэты и композиторы вплотную приступили к этой задаче, а уже через год из огромного массива мелодий и текстов была выбрана музыка Александра Александрова, которая используется в качестве национального гимна в наши дни, а также слова Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Повсеместное использование композиции началось в 1944 году.

Отныне СССР становится государством, которое мыслит себя не как первое звено в цепи пролетарских революций, а как самостоятельная единица, разграничивающая сферы влияния наравне с другими мировыми державами.