Шлагбаум в проходном дворе
Современное американское законодательство запрещает иностранцам, не имеющим вида на жительство в США, осуществлять пожертвования в адрес политических партий и деятелей, а также заниматься политической рекламой. Конечно, есть почти легальные способы этот запрет обойти, но с учетом строгости американского законодательства это весьма рискованная игра – может и какой-нибудь «прокурор Мюллер» расследование начать. И в таком случае, если у вас нет связей и влияния Дональда Трампа, результат может быть довольно грустным.
А вот в России долгое время был настоящий проходной двор: политикой мог заниматься кто угодно, финансы российские политики и партии могли получать откуда угодно, а откровенно антироссийские организации имели офисы в Москве, устраивали брифинги, пресс-конференции, различные мероприятия «познавательного и образовательного» характера. Как именно там «образовывали» российского обывателя и что он там познавал, вопрос, в общем-то, несложный, и все мы знаем на него ответ. Гораздо интереснее другое – когда с этим будет, наконец-то, покончено?
Да, с принятием так называемого закона об иностранных агентах (тоже, надо отметить, являющегося отнюдь не российским «ноу-хау», а позаимствованного у тех же невероятно демократичных американцев) ситуация начала меняться к лучшему. Однако в нашей политической «тайге» укоренилось и прижилось столько ядовитых деревьев, что выкорчевывать их придется ещё не один год.
Радует, что процесс этот не прекращается: буквально на днях решением Генеральной прокуратуры в список «нежелательных организаций» попал «Атлантический совет». Кстати, полное аутентичное название организации «Atlantic council of the United States» — то есть организация вроде как объединяет всех членов НАТО, но кто там является боссом, видно уже из названия, чтобы никому и в голову не пришло какое-нибудь свободомыслие относительно её целей и задач.
Данный совет, как следует из его «визитки», является аналитической структурой, исследования и рекомендации которой вовсе не обязательны для тех или иных государств. Зарегистрирована сия контора в Вашингтоне (США, округ Колумбия) в 1961 году. Изначально он был призван «налаживать сотрудничество» между США и странами Западной Европы, но с распадом СССР и «восточного блока» организация стремительно распространила свою деятельность далеко за пределы Атлантики. В частности, предметом её пристального внимания стала Россия, другие страны, возникшие на территории бывшего СССР, а также восточно-европейские государства.
Среди тех, кто финансирует деятельность «Атлантического совета», отметились не только Госдепартамент США и другие серьезные государственные структуры, но и крупные военные подрядчики Пентагона, а также фонды, в том числе небезызвестного «друга СССР» Карнеги.
Поздновато спохватились
Самый интересный вопрос: было ли за что запрещать деятельность этой внешне вполне респектабельной аналитической организации в России? Что послужило причиной, так сказать? Но тут самое простое изучение имеющихся материалов не оставляет никакого простора для сомнений: запрет, безусловно, обоснован, и сетовать можно лишь на то, что он произошел так поздно.
В частности, среди рекомендаций, которые аналитики «Атлантического совета» (хватает там и наших сограждан, кстати) давали иностранным правительствам, были и советы, касающиеся ужесточения санкций против нашей страны. Причем, как можно догадаться, речь шла не об оголтелых криках «давайте больше санкций!», а о вполне конкретных рекомендациях, как это сделать побольнее, чтобы Москва и Кремль как можно лучше почувствовали последствия их введения.
Серьезно подошли эксперты совета и к борьбе с так называемой российской пропагандой. В частности, они рекомендуют всем иностранным изданиям, ссылаясь на телеканал «Russia Today» или агентство «Спутник», неизменно и обязательно называть их не иначе, как «российское пропагандистское медиа». Также материалы этих СМИ должны, по мнению аналитиков «Атлантического совета», обязательно маркироваться, чтобы западный обыватель ненароком не спутал их с правильной информаций, поданной рукопожатным западным СМИ.
Касаются рекомендации и более четкого мониторинга соцсетей, борьбы с «русскими троллями», взаимодействия с западными спецслужбами, работы некоторых СМИ вроде «Голоса Америки» и «Радио «Свобода» и многого другого. Цель, как мы понимаем, благородна и честна: поставить заслон на пути русской пропаганды, спасти западного потребителя информации от злобного Путина и его ручных троллей.
Кроме того, должен быть создан Национальный центр противодействия дезинформации, в котором на постоянной основе должны работать представители ФБР, министерства нацбезопасности, ЦРУ, Пентагона, Центра глобальной вовлеченности и других правительственных агентств.
Должность главы Национального совета должна быть приравнена по рангу к заместителю госсекретаря или даже быть выше: отчитываться он будет руководителю национальной разведки и напрямую президенту.
Исходя из цитаты, эксперты «Атлантического совета» весьма высоко оценивают угрозу, исходящую от «фабрики троллей Пригожина» и тому подобных, чаще всего вымышленных, организаций. Но пусть бы они резвились, пусть бы советовали и рекомендовали, лишь бы не у нас дома. В конце концов, эту работу все равно бы кто-то проделал, а Госдеп наверняка справился бы и сам.
Пень выкорчевали, корешки остались?
Проблема, которая решается изгнанием «Атлантического совета» из России, гораздо глубже и серьезнее: возможно, эксперты и аналитики данной организации будут чуть меньше влиять на сознание наших собственных сограждан. Ведь до сих пор на сайте этой организации можно было найти список русских «экспертов», которые с радостью давали свои оценки для российских СМИ. Да и сам факт поиска таких «экспертов», их вовлечения в антироссийскую деятельность на нашей собственной территории давно уже требовал соответствующей реакции государства.
Помимо того, до сих пор упомянутые российские эксперты могли совершенно законно получать свои тридцать сребреников, раз в месяц получая зарплату от официально зарегистрированной в России организации. Разумеется, они и сейчас не останутся без подачек, но получать и тратить их станет несколько сложнее…
Кстати, насчет финансирования. Как стало известно буквально на днях, в России планируется ужесточить законодательство в сфере разного рода электронных платежей. В частности, должны быть полностью запрещены анонимные переводы на электронные кошельки, ужесточена процедура снятия средств и так далее.
Вероятно, это также является продолжением борьбы с иностранным влиянием на происходящие в России политические процессы. После вступления в силу закона об иностранных агентах прямое финансирование разного рода российских оппозиционных движений иностранными «фондами» стало весьма затруднительным. Но, по некоторым данным, лазейка была найдена довольно быстро: это как раз разного рода электронные платежные системы вроде «Яндекса» и «QIWI», куда можно с помощью анонимных платежей, пусть даже ограниченных по объему, закачать почти любую сумму.
В частности, когда вы видите, как какое-то оппозиционное движение или политик объявляют сбор денег на некое благородное (с их точки зрения) дело, а потом радостно рапортуют, как массово поддержали их граждане, как быстро требуемая сумма была собрана, можете быть уверены: граждане к этому имеют весьма слабое отношение. Гораздо вернее думать, что нужные суммы достаточно активно переводятся тысячами мелких анонимных транзакций, имеющих один источник. Какой именно? Наверное, за этим стоит Лига защиты сексуальных меньшинств, но я могу ошибаться…
Так или иначе, признание ещё одного русофобского гнезда нежелательным в России – шаг нужный и полезный. Равно как и наведение порядка в области электронных платежей, хотя тут все мы можем испытать некоторые неудобства. Вопрос в другом: не поздновато ли мы спохватились? Но об этом мы узнаем достаточно скоро, когда станет видна динамика протестного движения в России.
Автор:
Виктор Кузовков