Н.С. Гончарова — двоюродная правнучка Н.Н. Гончаровой: почему картины самой дорогой сегодня художницы мира Натальи Гончаровой 100 лет назад арестовывали прямо на выставках.

Рассматривая творчество Натальи Сергеевны Гончаровой — художницы-авангардистки, представительницы движения «лучистов», флагмана русского модернизма, скульптора и декоратора, невольно задаешься вопросом: «А выкладывали бы коллекционеры живописи такие баснословные суммы денег за примитивные работы художницы, если бы ее не окружали публичные скандалы и аресты картин прямо в выставочных залах?» Думается, вряд ли… А обвиняла ее церковь за неординарное решение церковных сюжетов, а общественность — за пропаганду порно.

Наталья Гончарова — русская художница— авангардистка

Работы Гончаровой очень далеки от экстравагантных работ авангардистов того времени, а куда более близки к примитивизму и реализму, что не позволяет их считать действительно авангардистскими. Однако огромный пиар вокруг творчества художницы раздули люди, имеющие в своих собраниях произведения Натальи Сергеевны. И весьма любопытно то, что в 2011 году вдруг выяснилось — более 300 картин, приписываемых Гончаровой, являются подделками. И тут возникает очередной вопрос: «Кто же так столь неистово продвигает Гончарову уже после её смерти?»

«Цветы» (1912). Автор: Наталья Гончарова

Но как бы там ни было Гончарова на сегодняшний день является известной во всем мире художницей, картины которой продаются по невероятно баснословным ценам на арт-рынке. Согласно статистике ее работа «Цветы» (1912) была продана на аукционе Christie's в 2008 году более чем за 10,9 миллионов долларов, полотно «Испанка»(1916) в 2010 году — за $10,7 млн, а «Сбор яблок»(1909) в 2007 году — за $ 9,8 млн.

Личное дело

Наталья Гончарова — русская художница— авангардистка

Наталья Гончарова (1881—1962) — дочь московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова, принадлежащего к дворянскому роду; двоюродная правнучка жены А.С. Пушкина Натальи Гончаровой.

«Автопортрет с желтыми лилиями». Автор: Наталья Гончарова

Проведя детство в деревне, позже всегда будет жалеть, что всю жизнь ей довелось прожить в крупных городах в то время как предпочла бы сельский быт. Ведь в будущем художницу будет всегда привлекать тематика крестьянства. Она всю жизнь, стремясь познать сущность творчества народа, коллекционировала лубок, каменных баб.

«Бабы с граблями» (1907). Автор: Наталья Гончарова

«Хоровод». Автор: Наталья Гончарова

Гимназию Наталья окончила с серебряной медалью, затем 3 дня проучилась на медицинских курсах и пол года на историческом факультете прежде чем нашла свое призвание. В 1901 году в статусе вольнослушателя Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. Там и познакомилась со своим будущим мужем М.Ф.Ларионовым. Именно он посоветовал ей не тратить время на скульптуру и заняться живописью. «Откройте глаза на свои глаза. У вас талант к цвету, а вы занимаетесь формой», — сказал он. И Наталья перешла на живописное отделение, где ее наставником стал Константин Коровин, но скульптуру она также не оставила.

«Велосипедист» (1913). Автор: Наталия Гончарова

В 1909 году Наталья Гончарова перестала вносить оплату за своё обучение, за чтобыла отчислена. Однако уже к этому времени она начала продавать свои картины и вести преподавательскую деятельность в Студии живописи и рисунка, а также выставляться на художественных выставках.

«Соблазнительные картины» Наталии Гончаровой: слева — «Обнаженная негритянка», справа — «Натурщица с закинутыми за голову руками (на синем фоне)»

Первая персональная выставка Гончаровой в 1910 году, где было представлено 22 ее полотна, продлилась чуть дольше суток. Несколько представленных работ в жанре ню были изъяты полицией, а экспозиция закрыта. Самой же художнице предъявили обвинение в распространении порнографии, но позже в суде ее оправдали. Больше в этом жанре Наталья не работала никогда.

«Дева на драконе». Автор: Наталья Гончарова

Сложно было понять почему так ополчились против Гончаровой, но по всей вероятности одна из причин была в том, что для женщин-художниц в то время существовало негласное табу, ограничивающие возможности работы над обнаженной натурой.

Наталья разрушила стереотипы «женского» поведения не только в живописи, но и в жизни: ходила в рубахах, больше напоминавших рабочую одежду, брюках и кепке, снялась в футуристическом фильме «Драма в кабаре № 13» с обнаженной грудью.

«Старец с семью звездами» («Апокалипсис», 1910). Автор: Наталья Гончарова

Через год на одной из выставок «Бубнового валета», было конфисковано еще одно полотно Гончаровой — «Бог плодородия». А еще через год православная церковь выступила с официальным запретом цикла работ «Евангелисты» на выставке «Ослиный хвост» — официальным предлогом для запрета выступило то, что сюжеты картин не соответствовали названию выставки.

«Распятие». Автор: Наталья Гончарова

В 1914 году организаторы открывая выставку художницы уже заранее согласовали список экспонируемых работ Гончаровой. Однако не пройдет и двух дней как появится анонимный отзыв, осуждающий использование авангардистских техник для изображения религиозных сюжетов.

«Отец, Сын и Святой Дух». Автор: Наталья Гончарова

Безусловно снова разразился скандал, и духовенство требовало немедленного закрытия выставки. Но в этот раз за молодую художницу заступились граф И.И. Толстой, вице-президент Академии художеств Николай Врангель и художник Мстислав Добужинский. И духовным сановникам пришлось отступить. Синод, вынес вердикт, что мол художница «возрождает технику древних византийских мастеров» и скандал замялся сам собой.

«Рождество Христово». Автор: Наталья Гончарова

Большинство экспозиций Гончаровой провоцировали агрессию со стороны прессы, цензуры или оскорбленной общественности. Отец художницы выступая в защиту дочери написал открытое письмо в газету, в котором негодовал: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа — духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем?».

«Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова». Автор: Наталья Гончарова

В 1915 году, спустя год после своего последнего столкновения с цензурой, Наталья Гончарова вместе с мужем Михаилом Ларионовым по приглашению Сергея Дягилева ненадолго переехали во Францию для работы над Русскими сезонами, однако в итоге художники решили остаться жить во Франции. Позже вернуться в Россию им помешала революция.

Н.С. Гончарова и М.Ф.Ларионов в Париже

Они поселились в Латинском квартале Парижа, где любил бывать весь цвет русской эмиграции. Гончарова и Ларионов устраивали благотворительные балы для начинающих живописцев. В их доме часто бывали Николай Гумилёв и Марина Цветаева.

«Павлин под ярким солнцем». Автор: Наталья Гончарова

«Сухоцвет». Автор: Наталья Гончарова

В 50-х годах Гончарова очень много работала, её циклы «Павлины», «Магнолии», «Колючие цветы» говорят о ней как о зрелом живописце. Особенно любопытно то, что она творила в весьма широком диапазоне. Да и вообще создается такое впечатление, что она творила вообще во всех стилях.

«Весна. Белые испанки». Автор: Наталья Гончарова

«Испанка с веером». Автор: Наталья Гончарова

А в 60-х произошло возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой, их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Скончалась художница в Париже в 1962 году.

Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым. 1956 г.

Однако по прошествии 100 лет творчество Гончаровой по-прежнему вызывает споры у церковников, которые и по сей день недовольны «дескарализацией символов», обвиняют художницу в откровенном эпатаже, «декоративности без наполнения» и тому подобное.

Иконография Н. Гончаровой

Отчасти в этом есть доля правды, так как Гончарова очень любила народное творчество, наивное искусство и примитивизм и была всю жизнь в поиске. Ведь в этом и заключена суть профессии художника — реализовывать темы через художественные способы.

отсюда

04.05.2018