Христианская религиозная традиция, мягко говоря, не поощряет чувственных удовольствий. Различные аспекты жизни, связанные с телесными потребностями человека, среди ревностных последователей веры считаются чем-то позорным, поводом для стыда и покаяния перед Богом. Душа человека противопоставлена его плоти, неизбежно порождая внутренний конфликт. Причем, отношение к сексу как к греху возникло в христианстве под влиянием учения Блаженного Августина.
Иисус Христос и апостол Павел
Сам Иисус Христос в своих проповедях телесным аспектам жизни уделял мало внимания. Впрочем, он никогда не призывал людей к отказу от супружеского секса. Напротив, Спаситель считал, что браки — это промысел Божий.
«И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек да не разлучает». (Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 5-6).
Выступая за моногамные отношения, Христос призывал к всепрощению. Например, он уберег несчастную женщину, которую некие мужчины собирались насмерть забить камнями в наказание за прелюбодеяние. Он произнес: «Пусть тот из вас, кто сам без греха, первым бросит в нее камень». (Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 7).
И часть последователей Христа придерживались таких же взглядов на секс. Но с ними был не согласен апостол Павел. Этот религиозный деятель написал: «…хорошо человеку не касаться женщины». (Первое послание к Коринфянам, глава 7, стих 1).
Кадр из фильма «Беспокойное сердце: Исповеди святого Августина» (Restless Heart: The Confessions of Augustine)
По мнению апостола, даже супружеский секс нежелателен, но может быть необходим некоторым людям, неспособным сдерживать свои плотские порывы, дабы они не нагрешили еще больше. Неженатым людям и вдовам Павел советовал не вступать в брак. Единственным оправданием супружеского секса, согласно его взглядам, является порочная природа человека.
Но как бы ни был категоричен апостол в своих взглядах на телесные потребности, ему далеко до тех радикальных воззрений, которых придерживался в этом вопросе Блаженный Августин.
Кто такой Августин?
Аврелий Августин Иппонийский (354-430 гг.) — богослов и философ, на трудах которого во многом основывается христианское вероучение. Его почитают святым и католики, и православные, и лютеране.
Мыслитель родился в окрестностях Карфагена, на севере Африки. В юности он упорно изучал философию, был приверженцем разных теологических учений, пока не открыл для себя христианство. Эта религия произвела на Августина сильное впечатление.
Блаженный Августин
В своем главном труде «О Граде Божием» богослов резко противопоставляет земной мир небесному. В его понимании приверженцы светской жизни являются врагами Создателя, а между телесным и духовным началами в человеке идет непрекращающаяся борьба. При этом никакой свободой выбора раб Божий не обладает, поскольку грешен по своей природе.
Блаженный Августин считал, что со времен Евы и Адама люди обречены творить зло, даже если у них хорошие намерения. И единственное, что остается несчастным — каяться перед Всевышним.
Эта точка зрения была принята отцами церкви как безусловная истина, на многие века закрепив в сознании европейцев уничижительное представление о природе человека.
Кстати, помимо теософских сочинений блаженный Августин оставил также автобиографический труд «Исповеди» (Confessiones).
Религиозные взгляды на секс
Как и любой земной человек, философ из Северной Африки получал удовольствие от плотских утех. Об этом Аврелий Августин сам честно написал в автобиографии. Более того, он признался читателям, что в юности вел распутную жизнь, а все попытки сдерживать свои порывы заканчивались для него духовным поражением. При этом религиозный деятель не женился, следуя указанию апостола Павла о нежелательности брака. Августин не познал ни супружеской любви, ни счастья стать отцом.
Вероятно, именно потому, что эта тема была лично для него актуальной, в своих работах теолог уделил много внимания проповеди сексуального воздержания. Известную библейскую легенду об изгнании из Рая Евы и Адама, вкусивших запретный плод, Блаженный Августин воспринял крайне однобоко. Он решил, что речь идет о первородном грехе. И прародители человечества, по вине женщины, разумеется, обрекли всех людей на разврат.
В своих радикальных воззрениях теолог доходил до того, что считал грешниками не только маленьких детей, но и еще не рожденных. Дескать, они возникли в результате секса, а значит, порочны по своей сути. И виновны в этом перед Богом.
Стоит ли говорить, что во всех несчастьях Блаженный Августин обвинял женщин. Их красоту, сексуальность и желание стать матерями философ гневно осуждал, как искушения, не позволяющий людям (то есть, мужчинам) попасть в Царствие Небесное. А представительницам прекрасного пола туда путь, вообще, наглухо закрыт, ведь у них нет души и они не созданы по образу и подобию Божию.
Блаженный Августин и дьявол, картина XV века
Возведя секс в абсолют, при этом безуспешно пытаясь воздерживаться от него, этот по-своему несчастный человек объявил плотские утехи главным грехом человечества. Он считал, что все люди буквально погрязли в разврате. Было ли это правдой? Сомнительно. Но лично для него все было именно так.
Блаженный Августин породил в массовом сознании постулат, что путь к святости — это отказ от супружества, полное воздержание. И людей не может оправдать даже естественное желание стать родителями.
Не все согласны с Августином
Более тысячи лет ни один европейский мыслитель не смел оспорить позицию христианского святого, чьи радикальные взгляды легли в основу религиозной доктрины. И лишь такой свободно мыслящий человек, как инициатор церковной Реформации Мартин Лютер (1483—1546 гг.), первым отказался приравнять секс к греху.
Немецкий богослов призвал европейцев вернуться к истокам веры и — вслед за Иисусом Христом — считать интимные отношения супругов даром Божьим. Отверг основатель лютеранства и запрет на вступление в брак, установленный для католических священнослужителей. А неудовлетворенное либидо Мартин Лютер признавал потенциально опасным, так как оно может толкнуть человека на крайности. Да, и разврат не такое уж и преступление перед Богом, как убийство, например.
Впрочем, этот спор продолжается среди религиозных деятелей до наших дней. Одни из них выступают за полное воздержание, воспринимая целибат как путь к победе духа над плотью. Их оппоненты считают, что супружество и рождение детей не может быть противно Всевышнему, ведь он сам создал и женщину, и мужчину. И сделал это, как минимум, для продолжения рода.