Анастасия Мельникова / Znak.com
В России может появиться законодательно прописанный механизм обращения частной собственности в государственную: проект закона об основах национализации в четверг внесла в Госдуму фракция КПРФ во главе с лидером Компартии Геннадием Зюгановым. Если закон примут, он вступит в силу с 1 января 2020 года, следует из пакета, опубликованного на сайте нижней палаты.
В пояснительной записке сказано, что национализация в России всегда была в числе актуальных вопросов, но до сих пор она не отрегулирована на законодательном уровне. Сегодня национализация предусмотрена сразу двумя статьями Гражданского кодекса РФ (235 и 306), но это не получило дальнейшего развития.
В момент перехода к рыночным отношениям национализация считалась проявлением государственного авторитаризма и фактором, который может плохо сказаться на инвестиционном климате, отмечается в пояснении к проекту закона. При этом механизм огосударствления частной собственности существует и применяется во многих странах, где национализация считается мерой оздоровления экономики.
Авторы инициативы выражают уверенность, что закон позволит «учесть успешный зарубежный опыт, а также применить лучшую мировую практику в российском законодательстве».
Статья 5 законопроекта определяет, что национализации подлежит имущество, находящееся в собственности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Речь может идти о предприятиях и их части, акциях (долях, паях) национализируемых юридических лиц, а также о единых недвижимых комплексах. Если государство решит национализировать предприятие, его собственностью станут не только цеха и станки, но и, например, товарные знаки и другие исключительные права.
Предлагается применение нескольких способов национализации. Это не только прямое изъятие имущества и обращение его в федеральную собственность, но и, например, увеличение за счет средств федерального и регионального бюджетов стоимости имущества — с последующим получением государством основной доли в праве общей долевой собственности. Кроме того, предусмотрен такой способ, как передача государственной или подконтрольной государству организации контрольного пакета акций национализируемой компании, а также «иные способы, не запрещенные законодательством Российской Федерации».
В перечень оснований для принятия решения о национализации разработчики законопроекта предлагают внести неэффективное управление собственником и угрозу массового сокращения штата работников градообразующего или просто значимого предприятия, его фактическую остановку и банкротство. Кроме того, национализация может наступить после объявления имущества общенациональным достоянием. Основанием в случае принятия закона также послужит монопольное или доминирующее положение предприятия, которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии.
Коммунисты также предлагают национализировать бывшие государственные и муниципальные предприятия, приватизация которых прошла «с нарушением действующего законодательства или по заведомо заниженным ценам».
Кроме того, национализация рассматривается как возможный ответ в случае, если контроль над акционерным обществом, создаваемым на базе государственного предприятия-монополиста, пытается установить иностранный капитал.
Наконец, в качестве основания для национализации в законопроекте упомянуты «иные обстоятельства, определяемые в соответствии с целями обеспечения государственных нужд Российской Федерации, связанные с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации».
Учитывая исключительность процессов национализации имущества, предполагается, что инициатива о национализации имущества, которое может быть обращено в государственную собственность, может исходить от президента, правительства, членов Федерального Собрания, а также исполнительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации, сказано в законопроекте. Внесение проекта постановления о национализации допускается только при наличии заключения правительства РФ.
С собственниками национализируемого имущества предполагается оформлять соглашения о размере компенсации. Размер возмещения за изымаемое в целях национализации имущество предлагается определять в соответствии с законом об оценочной деятельности. Если договориться об условиях национализации с собственником не получается, в дело должен вступить арбитражный суд, куда уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере имущественных отношений должен обращаться для разрешения спора о размере возмещения.