32SHARESShareVkTweetOdnoklassniki
Долгожданный май с его теплом и посевной страдой крестьяне называли травнем и розовоцветом. Традиции праздничных майских дней соблюдаются и поныне, ведь мудрость наших предков не теряет актуальности спустя века.
Народные майские праздники в большинстве своем касались посевной страды, однако и среди работы наши предки находили время для гуляний и развлечений, проведения обрядов на благополучие. Эксперты сайта предлагают ознакомиться с народными праздничными традициями, чтобы точно знать, когда и каким образом можно изменить жизнь к лучшему.
1 мая: Кузьма Огородник
В день праздника внимательно прислушивались, чтобы не упустить голоса кукушки. Ее кукование указывало на начало посевной. В день праздника сажали свеклу с морковью. В народе верили, что посадками в огородах должны заниматься женщины, иначе урожая не будет. Мужчинам доставалась тяжелая работа по вспашке полей, перекопке земли и сбору урожая.
2 мая: Иван Ветхопещерник
На Ивана проводили обряд задабривания весны. Женщины брали холсты ткани, выходили с ними в поле и кланялись по всем сторонам света со словами: «Матушка весна, возьми холстину новую, будь доброй». Холсты расстилали на земле, клали на них по пирогу и молча возвращались домой. Обряд помогал привлечь тепло и вырастить добрый урожай.
3 мая: Окликание предков
По поверьям, в этот день усопшие родственники нуждаются в помине. Существовал специальный обряд окликания предков: женщины на заре шли на кладбища и там звали усопших родных, приглашая их посмотреть на своих близких. В домах накрывали богатые столы в знак памяти и уважения к почившим родным. В день окликания не ловили рыбу, считая такое занятие большим грехом, но работали в полях и на огородах.
4 мая: Проклов день
На Прокла клянут нечистую силу, прогоняя ее из дома. По традиции самые старшие мужчины выходили на улицы, становились лицом к западной стороне и произносили заговоры, благодаря которым нечисть уходила из деревень и оставляла жителей в покое. В домах развешивали обережных куколок, которые защищали жилища и домочадцев от разных бед.
5 мая: День Луки, Красная горка
В день Луки сажали лук, веря, что урожай будет богатым. Также на Луку, по поверьям, происходит разгул нечисти. Наши предки считали, что 5 мая ведьмы танцуют на полянах, расстилая холсты белой ткани. На Луку старались не ходить далеко от дома, чтобы не попасться им на глаза и не стать объектом порчи или сглаза.
На Красную горку в прежние времена традиционно устраивали гулянья, собираясь на пригорках и возвышениях. Девушки наряжались в яркие сарафаны, чтобы приглянуться женихам, а те в свою очередь присматривали невест. В день праздника играли свадьбы: по поверьям, пары, заключившие брак в этот день, проживут долгую и счастливую совместную жизнь.
6 мая: Юрий Вешний
На Юрьев день начинали работы в полях, а там, где уже взошли ранние посевы, служили молебны и окропляли землю святой водой. Считается, что роса в этот день обладает целебной силой. Ею умываются и ходят босиком по траве, чтобы сохранить молодость и избавиться от недугов. Скотину в этот день почитали, ухаживали за ней, чистили и угощали лакомствами. Пастухам собирали угощения, чтобы те внимательно присматривали за стадами.
7 мая: Евсей — Овсы отсей
В праздничный день избавлялись от недугов, умываясь святой водой. На Евсея сажали овес, даже если погода совсем не радовала. Поговаривали: кто погоды испугается, тот и урожая не соберет, потому что овес по времени сажают, ни на что не отвлекаясь.
8 мая: Марк Ключник
Святого Марка считали Ключником, способным отомкнуть небеса. Ему молились от засухи, прося послать дожди, когда это нужно. На Марка поджидали возвращения птиц из южных краев, и если их не было, то год обещал быть засушливым и неурожайным. Птиц привлекали, рассыпая семена.
9 мая: Глафира Горошница
В день праздника принято сеять горох, который хозяйки заговаривали, чтобы урожай был богатым. Кроме того, на Глафиру обязательно готовили блюда из гороха, приговаривая: «Остатки подъедаем, на новый урожай уповаем». Все, что осталось от трапезы, скармливали птицам, чтобы они помогли защитить посадки от насекомых-вредителей.
10 мая: Семен Ранопашец
В этот день начинался основной сезон работ в полях. На Семена землю проверяли на готовность — для этого клали на нее руки. Прогретая земля отдавала тепло, словно сообщая, что готова принять зерно. Вспахивали землю преимущественно в тишине, чтобы громкими песнями и криками не отпугнуть от себя удачу и не накликать беды.
11 мая: Березосок
Березовый сок в этот день собирали, чтобы вдоволь напиться и исцелиться от болезней. Березовый сок содержит множество витаминов, которых весной в организме недостает, поэтому сок ценился как источник огромного количества полезных веществ. Сок собирали только в хорошую погоду, веря, что от него не будет толка, если собирать в дождливый день.
12 мая: Девять целителей
Народный праздник перекликается с церковным, и в этот день почитают девятерых мучеников Кизических, принявших от язычников смерть, но не предавших веру. В народе читали заговоры от зла, а также совершали обряды, помогающие избавиться от бед и недугов. Для этого выходили на перекрестки и подставляли лица теплым ветрам. Дела начинали с молитвы, чтобы они спорились.
13 мая: Яков Теплый
На Якова завершали сватовство. В этот день не собирались в путешествия, не умывшись святой водой. Это делалось для того, чтобы в пути не одолели болезни.
14 мая: Еремей Запашник
Запашником праздничный день назван из-за посевной страды. Крестьяне пахали и сеяли, прося помощи у Высших Сил. Заговаривали зерно на хороший урожай. Считалось, что погода этого дня перекликается со временем уборки хлебов, и если на Еремея было ясно, то и во время сбора зерна погода не подведет.
15 мая: Борис и Глеб Сеятели
На Бориса и Глеба принимались за посадку тыквы и огурцов. По поверьям, в этот день начинают петь соловьи, предвещая скорый приход лета. В день праздника торговцы, да и простой люд, старались продать хоть что-то. Проведенные сделки привлекали удачу в торговле на весь год. Наши предки читали специальные заговоры, чтобы привлечь везение в торговом деле.
16 мая: Мавра Рассадница
На Рассадницу выносили из домов рассаду и сажали ее в грядки. Женщины читали заговоры на богатый урожай и окропляли растения святой водой. В день праздника варили щи из свежей зелени, потому что запасы квашеной капусты подходили к концу. В суп добавляли щавель и крапиву, которые служили источниками витаминов.
17 мая: Пелагея Заступница
На Пелагею юные девушки молились святой, чтобы та защитила их от плохих женихов, а также помогла сберечь девичью честь. Старшее поколение в этот день занималось заготовкой дерева для того, чтобы вытачивать из него ложки. Из-за этого занятия праздничный день имеет еще одно название — День баклушников. Именно так назывались деревянные заготовки ложек.
18 мая: Арина Капустница
На Арину Капустницу сажали преимущественно капусту и огурцы. Считалось, что таким делом должны заниматься женщины, причем в полном одиночестве, чтобы никто не сглазил будущий урожай. Рассаду капусты накрывали горшками, а по краям высаживали крапиву, чтобы до капусты не могли добраться ни вредители, ни завистливые взгляды. В день праздника старались выпустить коров попастись на свежей траве, чтобы напиться сладкого молока. Оно, по поверьям, обладало целебной силой.
19 мая: Иов Горошник
На Горошника принято сажать бобовые, причем урожай будет богатым, если во время посадок сохранять молчание. Семена замачивали заранее, смачивали напоследок святой водой, чтобы точно не остаться без урожая. Грядки сверху присыпали золой, веря, что она защитит растения от вредителей и птиц, выклевывающих семена из земли.
20 мая: Купальница
В этот день, по старинным обычаям, купали лошадей в водоемах, чтобы животные не болели и служили верно, не спотыкаясь в борозде и во время дальних путешествий. Если вода еще не прогревалась, крестьяне с утра выставляли на мостки ведра, чтобы к обеду вода была теплой. Ею окатывали лошадей с ног до головы, читая заговоры от болезней и сглаза. Еще один обычай, позволяющий собрать богатый урожай, заключался в символическом воровстве. Крестьяне брали без спроса несколько зерен друг у друга, чтобы не остаться в убытке.
21 мая: Иван Долгий
На Ивана по традиции засеивали поля пшеницей. В этот день принято печь хлеба, угощать ими бедных и случайных путников, чтобы добро сторицей вернулось в семью. Если раздать испеченный хлеб не удавалось, им угощали соседей, а остатки скармливали птицам, чтобы те принесли удачу на крыльях. По поверьям, такой хлеб нельзя было есть тому, кто его готовил, иначе жадность грозила в будущем обернуться бедой.
22 мая: Никола Вешний
На Николу начинали выгонять лошадей в ночь, посылая парней следить за ними. Вечером к ним присоединялись девушки. На природе водили хороводы, жгли костры и приглядывались друг к другу, пытаясь найти суженых. С Николы наступала благодатная пора: скотина исправно давала молоко, птица неслась, поэтому проблем с пропитанием уже не было. Тем не менее к еде относились уважительно, молились перед и после каждой трапезы, чтобы Высшие Силы не покарали людей за самонадеянность.
23 мая: Симон Посев
На Семена чтили Мать Сыру Землю, славили ее и благодарили за хлеб насущный. В этот день кто земле в пояс не поклонится, тот и урожая не дождется. По традиции на праздник землю не тревожили, откладывая посадки на другое время. По земле ходили босиком, чтобы набраться сил, а травницы собирали целебные растения, которые заготавливали впрок.
24 мая: Мокий Мокрый
По традиции на Мокия также не тревожили землю, боясь, что посевы побьет градом. Крестьяне молились Высшим Силам, прося оградить урожай от разбушевавшейся стихии. Считалось, что дождь на Мокия — целебный. Под ним обязательно мокли, чтобы избавиться от неприятностей и недугов. Девушки дождевой водой мыли волосы, чтобы косы росли толстыми. Женщины умывались дождиком, чтобы румянец не сходил с щек и красота не увядала.
25 мая: Епифанов день
Этот день в народе назван также Рябиновкой. Рябина считалась особым деревом, и девушки приходили к ней в ярких сарафанах, водили вокруг деревца хороводы и просили рябину сослужить добрую службу — уберечь дома от пожаров. Веточки рябины помещали под крыши, а также вешали над входными дверьми, чтобы через порог не проходило зло.
26 мая: Лукерья Комарница
На Лукерью начинали собираться в лес за первыми ягодами. На то, что урожай поспел, указывали стаи вьющихся у земли комаров. Мошки сулили начало грибного сезона. На Лукерью в южных регионах начинали сеять гречку, выходили в поля и задабривали землю, закапывая в нее несколько ягод или грибов нового урожая.
27 мая: Сидор Бокогрей
В этот день ждали прилета ласточек и стрижей, которые несли на крыльях счастье. Увидеть этих птиц и загадать желание — к удаче. На Сидора подмечали погоду, и если день стоял теплый да погожий, готовились собирать богатый урожай огурцов. Женщины мыли кадушки, приговаривая:
«На Сидора погоже — огурцов дай, Боже».
28 мая: Пахом Теплый
На Пахома холода окончательно прекращались, и в этот день крестьяне досеивали оставшуюся пшеницу. Говорили, что на Пахома только пшеница и родится, опасаясь сажать и сеять иные культуры. Если в этот день заря была ярко-красной, то ожидали грозового лета с частыми ливнями, сменяющимися жаркой погодой.
29 мая: Федор Житник
Житником праздник прозвали из-за окончания посевных работ. К этому времени поля были засеяны, а тем, кто не успел, оставалось уповать на чудо и просить помощи у Высших Сил, чтобы урожай вызрел, несмотря на позднюю посадку. В честь праздника варили каши из разной крупы, заговаривая ее:
«Каша на столе, будущая каша — в поле поспевает. Знай, поедай, сил набирайся, чтобы урожай собрать по времени».
30 мая: Евдокия Свистунья
На Евдокию молились святому Андронику, чтобы он избавил от засухи, которая губит посевы. Кроме молитв крестьяне читали заговоры на дождь, выходя в поля и орошая их водой из лесных ключиков. Урожай защищали и иным способом: мужчины, которым уже исполнилось 33 года, брали осиновые колья, шли в поля и кланялись по четырем сторонам. Затем вбивали колья, чтобы те защитили будущий урожай.
31 мая: Федот Овсяник
На Федота обращали внимание на дубы. Если на них появились первые листочки, то и урожай зерна будет обильным. Дубы почитали, под ними свершали брачные церемонии, просили у деревьев мудрости. В этот день было принято обнимать самые старые дубы, чтобы те поделились силами и помогли разрешить трудные вопросы.