Кремль: Япония будет наблюдать за Курилами только со своего Хоккайдо
Что стоит за рассуждениями об «автоматической» и «неавтоматической» передаче островов
Фото: Сергей Красноухов/ТАСС
Он напомнил, что в переговорах по вопросу островов Россия ставит два условия. Первое — заключить мирный договор на основе декларации 1956 года. Как ранее пояснял глава ведомства Сергей Лавров, это означает необходимость признания японской стороной результатов Второй мировой «во всей их полноте, в том числе суверенитета РФ над всеми Курильскими островами, включая острова Малой Курильской гряды». Второе условие — гарантии неразмещения на островах в случае их передачи Японии американских военных баз.
Надо сказать, опросы показывают, что большинство японцев уже не против возврата Курил в формате «два на два». Суть формата можно понять из рассекреченных в декабре в Японии документов. Из них следует, что в 1960 году премьер-министр Нобусукэ Кисиобсуждал с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром возможность урегулирования территориального спора с СССР на основе декларации 1956 года. Она подразумевала подписание мирного договора, передачу Японии «в качестве жеста доброй воли СССР» острова Шикотан и гряды Хабомаи, с последующим обсуждением судьбы двух других островов — без надежды на их возврат Японии.
Формат «два на два» в декабрьском опросе Kyodo поддержали 53,2% опрошенных. Но остается неразрешимая проблема — гарантии со стороны Токио о неразмещении на Курилах американских военных баз.
На декабрьской пресс-конференции Владимир Путинзаявил, что Москве «трудно принимать такие кардинальные решения», когда в Японии активно наращивается американское военное присутствие. Президент РФ также заметил, что многие в Японии выступают против военных баз США, но их не слушают. «Мы не понимаем, каков уровень суверенитета Японии при принятии решений подобного рода», — сказал российский лидер.
Заметим, Кремль совершенно точно прощупывал вариант возвращения Японии двух островов. В ноябре 2016 года секретарь Совета безопасности России Николай Патрушеввстречался в Москве с японским коллегой — генеральным секретарем Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти. Тогда Патрушев спросил: если мы передадим острова, вы можете нам гарантировать, что там не появятся американские военные? На это Сётаро Яти честно сказал: нет, мы такой гарантии дать не можем.
Потом в России еще долго рефреном звучала фраза, что при решении территориального вопроса с Японией мы не можем не учитывать военные аспекты передачи островов. В итоге появились обнадеживающие заявления уже со стороны Синдзо Абэ о том, что он якобы получит согласие США — не размещать на передаваемых островах американские военные объекты.
Но в Вашингтоне слова Абэ фактически опровергли. Американцы всегда крайне негативно относились к тому, чтобы между Россией и Японией был заключен мирный договор. Именно янки приложили руку, чтобы этот договор не был заключен: когда декларация 1956 года была подписана, и в ней было четко обозначено, что СССР в обмен на мирный договор передаст Японии два острова, американцы поставили Токио ультиматум.
Если Япония на этих условиях согласиться подписывать мирный договор, а не станет требовать все четыре острова — США не вернут японцам Окинаву. Под таким давлением японцы стали требовать от СССР все четыре острова, и советско-японские переговоры мгновенно зашли в тупик.
Зачем Кремль давал Токио понять, что сделка по островам возможна? Как теперь — после того, как мы изменили позицию по Курилам, — будут развиваться российско-японские отношения?
— Информация по позиции Кремля по Курилам приводится со ссылкой на анонимные источники, — отмечает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. — И симптоматично, что пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков комментировать ее отказался. На мой взгляд, это указывает, что в кремлевских — или околокремлевских кругах — есть расхождения на счет позиции по Курилам.
Тем более, тот же Песков в свое время заявлял, что не будет никакой автоматической передачи островов. При желании, это высказывание можно трактовать так: передача будет, но неавтоматическая.
«СП»: — Что значит — неавтоматическая?
— Я себе это представляю так. Путин и Абэ, как известно, договорились, что в основу дальнейших переговоров положат декларацию 1956 года. А что говорится в декларации? Что СССР, идя навстречу пожеланиям Японии, готов рассмотреть возможность передачи острова Шикотан и группы островов Хабомаи — но только после подписания мирного договора.
И вот тут начинаются расхождения в трактовках. Некоторые считают, что как только мы с Токио подпишем мирный договор — как тут же, автоматически, указанные в декларации острова переходят Японии.
Песков этот момент уточнил: сказал, что автоматической передачи не будет. А заодно направил мысль в сторону высказываний самого Владимира Путина, который указывал, что в декларации 1956 года нигде не записано, под чей суверенитет передаются острова, на каких условиях. Получается, этот вариант — включающий прояснение моментов, на которые указал Путин — можно считать неавтоматической передачей.
«СП»: — Почему в Японии были до последнего уверены, что Россия пойдет на передачу Курил?
— В Японии, как теперь понятно, были завышенные «горячие» ожидания: что вот-вот Россия пойдет на уступки, и Токио получит острова — вопрос только, в какой форме произойдет передача.
Эти ожидания прорвались, например, в заявлениях Абэ журналистам после посещения могилы отца в январе 2019 года — что он приложит все усилия, чтобы решить курильскую проблему в период своего премьерства (то есть, до сентября 2021 года, — «СП»). Абэ, кроме того, не раз говорил, что они договорились с Путиным решить проблему «своими руками». Получалось, что Абэ вкладывает уже в уста самого Путина якобы согласие на передачу Курил.
Была, кроме того, утечка в японской газете «Ёмиури симбун», что Япония откажется от претензий и требований компенсаций с РФ в случае передачи островов. Абе же добавлял, что при передаче островов будут учитываться пожелания россиян, которые там проживают.
Видимо, все это взвинтило атмосферу вокруг курильского вопроса. И стало восприниматься российской стороной так: в Японии считают, что вопрос с островами практически решен. В результате, последовали охлаждающие заявления со стороны Москвы. Например, о том, что Япония в качестве первого шага должна признать итоги Второй мировой в полном объеме — включая наш суверенитет над Курилами. Дальше последовали и заявления Лаврова, что он даже не слышал, что в ходе визита Путина в Японию в июне текущего года будет подписано какое-то рамочное соглашение о решении территориальной проблемы.
Все это производит впечатление, что в отношениях Москвы и Токио наступает пауза — возможно, даже откат.
«СП»: — Что будет означать этот откат? Япония начнет поддерживать в полном объеме антироссийские санкции Запала, свернет сотрудничество с РФ в области энергетики?
— Откат, я считаю, будет больше на словах. Не будет оптимистических заявлений, которые Абэ регулярно делает на Восточном экономическом форуме: мол, как только мы решим территориальную проблему, тут же засияют светлые вершины российско-японского сотрудничества.
На деле, к такого рода заявлениям нужно относиться критически. Если в совместном сотрудничестве есть реальная заинтересованность — давайте развивать его сейчас. Но если ничего не делается, значит, в этом особой необходимости нет. Где гарантия, что мы подпишем договор — и вдруг необходимость сотрудничества появится?
Теперь посмотрим на санкции: мы все бьем в барабаны — дескать, японцы молодцы: идут поперек Вашингтона и санкции вводят чисто символические, которые не наносят ущерба нашим отношениям. А что на деле?
Когда США обрушились на «Русал», японские фирмы тут же отказались от закупок российского алюминия. Между тем, алюминий — четвертая позиция в нашем экспорте в Японию после газа нефти и угля — примерно на 800 млн. долларов в год. Это серьёзная сумма, и «Русал» — одна из опорных конструкций в российской экономике.
Или взять другой факт: американцы ударили по нашему авиастроению — запретили поставки композитных материалов, из которых мы собирались делать крыло самолета МС-21. И японцы их поддержали. А ведь японцы не просто участвуют в производстве этих композитных материалов — они играют чуть ли не ключевую роль. В результате, проект МС-21 подвис — неясно, то ли нам самим делать композитные материалы, то ли делать крыто из металла, что резко ухудшит характеристики лайнера. Вот вам и «мягкие» японские санкции!
С другой стороны, Япония никогда не откажется от закупок российских энергоносителей — иначе она будет рубить сук, на котором сидит. Напомню, импорт нефти из России занимает 10% в общем нефтяном импорте Японии. Российскую нефть в теории можно заменить ближневосточной нефтью, но ее надо тащить через два океана.
Не будет Япония ограничивать и свой экспорт в Россию. Если Токио откажется от поставок «тойот» или «мазд», ему тут же скажут спасибо автопроизводители Германии и Южной Кореи — и только.
Японские инвестицию в Россию — в реальности — мизерные, сокращать их смысла просто нет. Не слышно о каких-то прорывных проектах, только о локальных, и разговоры о «Ямал-СПГ» так и остаются разговорами.
Словом, серьезного отката в экономических отношениях Москвы и Токио не будет. А вот политический диалог — да, станет более прохладным.
— Руководство России само спровоцировало оживление реваншистских настроений путем необдуманных действий в вопросе Курил и подписании мирного договора с Токио, — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Мы совершенно спокойно жили без этого договора 70 лет, и никто от нас его не требовал. Но Владимир Путин принял решение реанимировать вопрос — и тем самым совершил, на мой взгляд, очень серьезную ошибку.
Поэтому теперь нам придется усиливать группировку на Дальнем Востоке, поставляться туда новейшую боевую технику, и восстанавливать систему обороны, которая была создана во времена СССР. Замечу, в те времена Токио в голову бы не пришло пытаться решить территориальную проблему военным путем.
источник