Самое неприятное для Boeing то, что «черные ящики» Эфиопия отправила во Францию
Александр Ситников
Даже США были вынуждены поставить на прикол все 72 американских Boeing 737 MAX8, под тяжестью «новых доказательств», пришедших с места крушения в Эфиопии. Об этом объявил президент Трамп. Всего в мире летает, точнее, летал 371 оскандалившийся лайнер из 376 «Максов», уже поставленных по контрактам в более чем сорока стран.
Boeing 737 бороздить небо начал с 1960-х годов, а «Максы» являются последними инженерными обновлениями, причем имеется 4 типа самолетов с индексами 7,8,9 и 10. Разбились лайнеры 8-й серии, которые используется в основном для коротких и средних рейсов, хотя некоторые авиакомпании «гоняют» их между ЕС и США через океан.
По данным сайта авиастроительной корпорации, Boeing имеет портфель заказов на беспрецедентный в истории объем — 5012 единиц. Поэтому ущерб от решения Федерального управления гражданской авиации США запретить авиакомпаниям осуществлять полеты Boeing 737 MAX в американском небе будет существенным. Что касается срока «приземления», то он не определен — до результатов расследования крушения самолета в Эфиопии и устранения возможных технических неполадок, которые имели место также пять месяцев назад при крушении
Другими словами, даже предварительные данные, в том числе со спутников слежения за полетами, показали, что падение обоих самолетов (в Эфиопии и Индонезии) имеет общую картину, что свидетельствует о системной проблеме в управлении. Это неприятный для корпорации Boeing факт озвучил Даниэль Элвелл, исполняющий обязанности администратора Федерального управления гражданской авиации США.
Более того, погибшие пилоты из индонезийской авиакомпании Lion Air Flight, сделав всего пару десятков рейсов на самолете-убийце, жаловались, что «буквально сражались с автоматизированной системой безопасности» лайнера. По мнению экспертов, из-за сбоя в датчиках высоты и угла наклона случился «смертельный спуск». В то же время неубедительными кажутся доводы инженеров Boeing, что разбившиеся летчики, как эфиопские, так и индонезийские, не знали, что можно было перейти на ручное управление, мол, им «этого не объяснили».
Еще одной возможной причиной обеих трагедий является программируемая топливосберегающая установка, чье внедрение на Boeing 737 MAX в 2017 года подавалось американцами как технологический прорыв. Впрочем, окончательные выводы должны сделать только специалисты.
Но в любом случае понятно, что прикрыться «человеческим фактором» или внешними воздействиями вряд ли получится. Уже сейчас ясно, что Boeing завалят исками и штрафами, в том числе из-за приостановки полетов по вине производителя. По самым скромным подсчетам, корпорацию накажут на $ 5 млрд., но если будет доказано, что американцы знали о технических проблемах, но скрыли, претензии выйдут на более высокий уровень.
Самое неприятное для Boeing заключается в том, что Эфиопия решила отправить «черные ящики» во Францию, крупнейшему авиастроительному конкуренту США. Поэтому можно надеяться на расследование с пристрастием, хотя не исключены «договорники».
Американцы предлагают свою помощь в расследовании и одновременно позиционирует себя в виде ответственного производителя. Между тем, если порыться в американских публикациях о Boeing, можно найти критические статьи о самом настоящем бардаке в крупнейшей в мире корпорации.
В частности, авиапромышленный эксперт Доминик Гейтс на страницах газеты The Seattle Times еще в 2015 году писал, что инженеры корпорации жаловались на недостатки в электрической системе самолета Boeing 787 Dreamliner (идентичной той, что монтируется и на лайнере Boeing 737 MAX). Проблема заключалась в некачественных компонентах, которые поступили от многочисленных субподрядчиков в рамках плохо контролируемого аутсорсинга.
По словам Гейтса, в новых самолетах ухудшилось качество сборки в связи со ставкой на удешевление. Другими словами, «если все делать как надо», самолеты Boeing будут иметь заоблачный ценник. Слишком дорогой доллар и высокие зарплаты заставляют руководство компании экономить, иначе самолет потеряет конкурентоспособность. Кроме того, многие очень серьезные аварийные ситуации так и не стали публичными, хотя и сообщались в Федеральное авиационное управление.
Руководство корпорации Boeing, само собой, опровергает информацию Доминика Гейтса, хотя следователи Национального совета по безопасности транспорта США (аналога нашей транспортной прокуратуры) вели следствие в отношении ненадежности контактора бортовой батареи и жгутов проводов, которые, повторимся, практически не отличаются от тех, что монтируются на Boeing 777 и Boeing 737. Плюс к этому отмечались опасные недостатки в монтажных платах, которые «искрят» и являются «источником спорадических проблем». Инженеры знают о них, но опасаются «новых обновлений», которые только ухудшат ситуацию с безопасностью.
Кристофер Тан, профессор делового администрирования в школе управления UCLA (Лос-Анджелес), в своем детальном исследовании жестко критиковал директорат Boeing. Он сказал им: «Вы знаете только то, что происходит с вашим поставщиком уровня 1. У вас нет видимости, нет координации, нет реального понимания того, как все компоненты подходят друг другу… так много запчастей и так много подрядчиков — это главная проблема».
Можно не сомневаться: после двух идентичных катастроф «Максов», корпорация Boeing предпримет все шаги, чтобы улучшить качество своего флагмана 737 MAX. Тем не менее, внутренние «спорадические проблемы» заокеанского самолетостроителя уже привели к гибели людей и стали предметом более пристального взгляда на «легендарный лайнер». В частности, профессор Цзоу из Института управления гражданской авиации Китая особо отметил, что вопрос, «насколько самолет безопасен — всегда был основным (для КНР — авт.)».
Именно так он прокомментировал слухи, что Пекин якобы воспользуется трагедией в Эфиопии, чтобы пересмотреть сделку на приобретение трехсот Boeing 737 MAX в рамках доверенностей между Трампом и Си Цзиньпином «по устранению торгового дисбаланса». В то же время профессор Цзоу признал, что Китай может отказаться конкретно от «Макса» в пользу других самолетов, если выводы экспертов будут отрицательными.
А это в свою очередь открывает окно возможностей для российского самолета Sukhoi Superjet-100, и дает надежду на хорошее будущее лайнера «Иркут МС-21». С другой стороны, американцы предпримут более жесткие усилия, чтобы не сдать мировой рынок, в том числе и самыми грязными методами. Поэтому вполне вероятно, что в ближайшее время произойдет грандиозное международное событие, которое отвлечет мировое сообщество от трагедии в Эфиопии и Индонезии.
https://svpressa.ru/accidents/…