Делимся прочитанным! Again.
Killmonger #5
Евгений Степин
Как я уже пару раз говорил – 2019-ый год начался для Marvel весьма неплохо. А всё потому, что издательство наконец-то вспомнило безошибочную тактику, не раз применявшуюся ими ранее, по расшевеливанию застоявшихся франчайзов. Тактику, гениальную в своей простоте: найти толкового автора и дать ему относительную свободу в работе над тем персонажем, который ему духовно близок. Именно это недавно произошло с Халком, Веномом и Конаном. Точно то же самое произошло с Киллмонгером, только, пожалуй, на чуть менее внушительном уровне. От чего получившееся произведение только выигрывает.
Если, например, ран Кейтса на «Веноме» – это длинная речь, которая захватывает слушателя в своём начале, становится скучной и затянутой в середине, а в конце (наверняка) снова подбирает темп, стараясь завершиться как можно внушительнее, то лимитка Брайана Хилла – высказывание. Короткое, продуманное, содержательное, бьющее точно в цель и застревающее в голове услышавшего его человека куда сильнее, чем длинное выступление оратора. Хиллу удалось не только излить свою душу на страницу, о чём он говорит в послесловии первой части, но и неплохо развлечь читателя, облекая свои размышления в действительно яркую, впечатляющую форму, в создании которой ему помог Хуан Феррейра. Вместе им удалось создать, пожалуй, лучшую работу в карьере каждого из них. Феррейра, запечатляя в изображениях придуманные сценаристом сцены, доводит качество экшена, постановки и передачи эмоций героев до каких-то заоблачных высот, которые в современных комиксах практически не встречаются, особенно в одном месте. Хилл же, в свою очередь, кардинальным образом преображает образ пустоватого злодея, превращая его в трагического, практически шекспировского персонажа, личная драма которого инстинктивно понятна человеку с любым цветом кожи в любой точке планеты. И всё это уместилось ровно в пять небольших выпусков, прочтение которых занимает минут десять. Если это не мастерство, то я не знаю, как оно должно выглядеть.
По итогу мы имеем на руках не только крайне удачный мягкий перезапуск персонажа, но и просто отличную притчу о гневе, мести, ненависти и том разрушительном эффекте, что они оказывают на человека. Что лучше всего – история получилась настолько универсальной, что убери из неё упоминания Ваканды и редкие использования супер-сил, измени имена персонажей и сделай символизм чуть менее комиксоидным – и она всё равно не потеряет ни грамма своего шарма, оставаясь превосходным «умным» боевиком про до ужаса реальных людей, которые уже давно сошли со страниц комиксов, поселившись среди нас. Это даже не заявка на один из лучших комиксов года. Это он и есть.
Flash #65
Антон Бордуков
Весь этот Бэт-Флэш кроссовер – образцово-показательный пример того, что можно описать как «невменяемый мусор». Безусловно, кто-то предпочтёт сказать тоже самое и про родительскую серию, «Heroes in Crisis». Вся разница заключается в том, что если за HiC стоит идея о посттравматической терапии и человек с опытом в прохождении этой самой терапии. Это в принципе позволяет смотреть на комикс как на авторскую рефлексию и даже несмотря на неровное повествование – его смысловая нагрузка совершенно точно не равна нулю. «The Price» же — это самый, что ни на есть, подлый растратчик драгоценного времени и сотрясание воздуха.
«A cold case from the Justice League’s past has mysteriously re-opened…» — с этой предпосылки начинается описание истории всего кроссовера. Можно подумать, что если не весь, то хотя бы часть комикса, не посвящённая его подвязке к «Heroes in Crisis», будет об этом деле. Это в принципе похоже на то, из чего состоял «Identity Crisis» и старое «замороженное дело Лиги» являлось частью его повествования. В конечном итоге, весь этот «cold case» упоминается лишь на последних двух страницах последней части кроссовера. Для чего тогда всё это нужно было? Об этом чуть позже.
Вся суть двух номеров Бэтмена и двух номеров Флэша заключается в том, что на экране творится плохо нарисованный (за исключением номеров Флэша, там более-менее приличный рисунок) трэш с перекошенной анатомией, с гипертрофированными лицами и фигурами. С Готэм-Гёрл, включающей режим «Супер-Саян» и рыдающей о том, что «я-то всего лишь хотела стать героем, как мой братик!». С настолько переигранным надрывом, что никакая «приостановка неверия» не работает. В таком режиме проходит почти три четверти всего кроссовера, а финальный номер умудряется лишь всё усугубить.
Одной из немногочисленных светлых сторон первых выпусков «The Price» являлось взаимодействие Бэтмена и Флэша. Они и остроумно перешучивались друг с другом, оба задействовали как свои физические, так и умственные силы, работая сообща. Беда в том, что все события «The Price» приводят к тому, что герои срываются друг на друга, Флэш едва-едва не избивает Бэтмена до полусмерти, мотивируя это тем, что «если бы я хотел, то ты бы даже не заметил, но я не ты, я не ублюдок».
В чём состоит нарративная ценность «The Price»? Для нынешнего Кризиса – убирает Готэм-Гёрл из списка подозреваемых и в принципе смести её под ковёр. Правда, конечном итоге это оказалось чрезмерным и ненужным действием, т.к материнская серия HiC и сама отлично справляется с такой задачей. Для вселенной DC в целом? Кроссовер капитально ссорит Бэтмена и Флэша на очень глупой и пустой почве, подводя всё под тизер некоего «будущего неанонсированного ивента». И вот как раз этому «холодному делу» и будет посвящён тот будущий ивент! Обещание раскрытия некоей давней тайны оказалось лишь обещанием обещания! Пустым бессодержательным плейсхолдером для удержания внимания. На мой взгляд – это чудовищное преступление против всего хорошего.
Не менее противно и то, что Уильямсон в очередной раз макнул Айрис лицом в грязь и выставил её как неуравновешенную истеричку. Не буду даже лишний раз заикаться о том, что последствия кроссовера для Флэша – это очередное обнуление отношений Барри и Айрис. «Нам лучше будет друг без друга» лишний раз показывает креативное банкротство рана Уильямсона. Это ещё и передано через совершенно ужасное письмо, в котором Айрис делится душещипательной историей о том, как она писала некролог о Уолли. О том какой же тот был замечательный герой, настоящий Флэш, а оказывается всё это время она писала не о нём (что, может ненамеренно, но уже макает лицом в грязь Уолли, намекая – всё это к нему не относится), а о Барри.
Вот где на самом деле происходит «character assassination», а вовсе не в «Кризисе» Кинга.
Doomsday Clock #9
Евгений Степин
Я где-то слышал, что по-настоящему эпическое произведение искусства определяет не размах и грандиозность происходящих в нём событий, а размах и грандиозность заложенных в нём идей. Именно это отличает «Авиатора» от «Перл-Харбора». Или, скажем, «Человека из Стали» от «Мстителей». Важно не то, насколько много на экране самолётиков, или какое количество злобных инопланетян разрушает очередной американский мегаполис, сколько то, как автор комментирует значимость проблемы и конфликта через своих персонажей. И Джефф Джонс, в девятом выпуске «Часов Судного Дня», весьма недвусмысленно намекает, что его комикс, по сравнению с оригиналом, всё-таки ближе к фильму Майкла Бэя, чем к кинополотну Мартина Скорсезе.
Хотя, казалось бы – вот он, тот самый момент, которого ждало большинство следящих за серией людей. Герои вселенной DC сходятся в поединке с Доктором Манхеттеном! Это же практически кульминация всего сюжета! В теории – должна быть. На практике же номер, в отличие от почти всех предыдущих, остаётся белым пятном в памяти, не сумев зацепить ни единым сюжетным ходом. Весь выпуск, по своей сути, одна большая стычка оравы супергероев с синим, аутичным существом, которое не рассказывает читателю ничего кардинально нового и практически никак не участвует в потасовке, от чего та выглядит феноменально уныло. По десятибалльной шкале – насколько вам интересно наблюдать, как россыпь разноцветных статистов стреляет волшебными лучами в голого светящегося мужика, стоящего на месте?
Что особенно плохо – Джонс уже второй раз обнажает своё непонимание сути романа Мура и Гиббонса, пытаясь использовать героя-функцию, как стандартного героя комикса. Если вечная скука, отрешённость и некоторая надменность Манхеттена в «Хранителях» смотрелась органично, поскольку была вплетена в общую задумку автора, то все те же самые качества смотрятся в «Часах» попросту комично. В какой-то момент оголённый болт, печальное выражение лица (по которому в этот момент стреляют лазерами), практически полное отсутствие реакции на происходящие события и пренебрежительные комментарии в сторону оппонентов начинают просто смешить. Манхеттен из персонажа-загадки превращается в самого примитивнейшего «большого босса» в каком-нибудь кризисе, которых наши герои метелили уже раз сто. Что кстати, заставляет сомневаться в том, насколько правдоподобно показано превосходства Доктора в столкновении.
Из-за этой потасовки разваливается и визуальная структура комикса. Девятипанельная сетка просто не предназначена для демонстрации экшена кризисных размеров. Действию тесно внутри маленьких панелечек, на которые страницы разбиты, а их строгая рамочность делает сцены слишком статичными, совершенно не давая почувствовать «вау-эффект», ради которого все эти эпические события и читают. Что особенно раздражает – за обилием красочных взрывов теряется основная сюжетная нить рассказа. Вся новая информация, полученная из главы, была до ужаса предсказуемой и совсем не бьёт под дых так, как это случалось раньше, а глобальное развитие если и не вызывает вопросы, то хотя бы заставляет почесать затылок. Впрочем – всё то же самое уже говорилось про вторую главу, которая серьёзно выделялась своей меньшей продуманностью на фоне первой. Как мы помним, потом лимитка снова пошла на взлёт. Так что спишем всё это на то, что «первый номер в году – комом», и начнём ждать десятый выпуск. Дай бог – в этот раз Джонс и Фрэнк удержат сроки. Хотя кого я обманываю?
Detective Comics #999
Антон Бордуков
Когда то или иное произведение в конце оборачивается «сном собаки» — это плохо сказывается на восприятии читателя/зрителя. «Это обесценивает все предыдущие события, показывая, что происходящее имело смысла, не имело последствий». Люди, обнаружившие подобный финал, обычно именно так и аргументируют свою позицию. Отчасти – их нетрудно понять, но в конкретном случае использование данного тропа не является однозначно плохим решением. Скорее чем-то, чего можно было избежать, но вовсе не ходом, превращающим сюжетную арку в мусор.
Как можно было догадаться, все события арки «Mythology» обернулись ничем иным, как тем самым «сном собаки». Ежегодным ритуалом на день рождения, во время которого Бэтмен осознанно погружается в виртуальную реальность и старается не умереть от несчастий, которые обрушиваются на его голову. Разумеется, это означает, что и Лесли Томпкинс не умирала, и Альфреда никто не ранил, и все остальные события так же не происходили.
Так в чём подвох? Почему такое «обесценивание» пережитого читателем опыта и отсутствие последствий не является элементом, что портит историю данного комикса?
Арка называется «Мифология» и вбирает в себя очень много элементов, свойственных Бэтмену и его истории. Когда только-только выходил первый номер арки, я робко предположил, что возможно она будет являться своего рода побратимом комиксу «All-Star Superman». Историей, которую можно будет прочитать обособленно от прочей комиксной движухи и отлично понять персонажа. За что его любят и какие характерные особенности отличают его от множества других. Во многом – так и получилось. Каждый элемент Мифологии работает на то, чтобы отразить тему «кто такой Бэтмен», а финал весьма объёмно её дополняет.
Бэтмен – это человек, очень рано переживший травматический опыт. И этот опыт он использует для борьбы с преступностью, ставя перед собой утопическую цель: чтобы никто и никогда не испытал тоже самое, что произошло с ним. Не стал жертвой преступников. Ради этого он, будучи не мета-человеком, а самым нормальным в биологическом плане homo sapiens, тренирует своё тело и разум, доводя их до предела возможностей. Виртуальная реальность – это метод доведения до абсурда, показывающий насколько Брюс предан своей клятве, городу и людям его населяющим. Невероятная задача требует невероятных усилий. Бэтмен каждый год в свой день рождения подвергает себя испытаниям, которые не материальны, но всё ещё могут его убить. На мой взгляд – звучит как отличный анекдот, тем не менее говорящий о персонаже абсолютно всё, что надо о нём знать.
Относительно пункта «никаких последствий» хочется сказать вот что. Как бы стандартно оно ни звучало – это ведь комиксы. Смена статуса-кво (смерть персонажа в том числе) нужна для того, чтобы потом всё вернуть в «исходное положение». А в нынешних условиях рынка – ещё и продать новый «первый выпуск». С Зелёной Стрелой сейчас происходит всё тоже самое – 50 номер должен был стать началом долгого рана, а вылился в финал всего тома, после которого персонажа ждёт релонч.
Безусловно – Гвен Стейси всё ещё мертва, как и Дядя Бен, как и родители Брюса Уэйна. Однако суть в том, что важность континьюити в достаточной степени переоценена, ведь нередки случаи, когда ран одного автора заканчивается, на его место приходит другой – и всё как бы начинается по-новой, иногда отсылаясь к предыдущим работам. Или этот новый автор весь свой ран сводит к тому, чтобы проделать путь до того самого исходного положения. Фраза «больше того же самого» действительно хорошо описывает большинство супергеройских комиксов. Подобные «мини-перезагрузки» в принципе не редки для супергероики, особенно для DC. Так что в таком ключе Мифологию можно рассматривать не только как маленькую, но ёмкую историю о Бэтмене, но и как не самый постыдный комментарий о фальшивой изменчивости геройского быта в супергеройских комиксах.
Fantastic Four #7
Бордуков: Да-да, «Слотт пишет такую Четвёрку, которую когда-то хотел писать сам». Жаль только, что статус-кво в комиксах как флюгер – вертится по кругу, постоянно возвращаясь к иконическому образу. Ведь вылепили уже из Виктора кого-то вроде героя, а по итогу имеем нереализованный потенциал.
Justice League #19
Степин: Один из наиболее красочных и увлекательных выпусков онгоинга, из вышедших на данный момент, который в очередной раз доказывает, что Снайдеру нужно писать больше про мир вокруг Супермена, где его необычные идеи чувствовали бы себя как влитые.
Daredevil #2
Бордуков: Пока что история развивается очень аккуратно и поступательно, без резких рывков. Здарски, конечно, хитро выкрутился – Мэтт не винит себя в убийстве не из-за того, что он последовательный католик, а потому что его подставили. И он это понимает, т.к с хирургической точностью наносит удары по преступникам. Забавная ремарка о хирургической точности – прилагается.
Ronin Island #1
Степин: Неплохой, но не очень захватывающий первый выпуск, который, однако, весьма грамотно знакомит со своими персонажами. Сеттинг средневековой Азии в паре с её ожившим фольклором может произвести действительно сильное впечатление, если сюжет наберёт чуть большую скорость.
Green Lantern #5
Бордуков: Моррисон каков он есть. Хэл Джордан прерывает долгий монолог «прими тьму внутри себя», чтобы напомнить – он персонаж комиксов, у него огромнейшая история, он повидал невообразимое количество невероятных штук и поэтому как-нибудь сам справится. А ещё, похоже, Белзебет – действительно дочь космического вампира (Старбрейкер) из Justice League of America #96 за 1972 год. Шотландец опять подтягивает своё любимое из Серебрянного Века, а я и не против!
Ronin Island #1
Степин: Неплохой, но не очень захватывающий первый выпуск, который, однако, весьма грамотно знакомит со своими персонажами. Сеттинг средневековой Азии в паре с её ожившим фольклором может произвести действительно сильное впечатление, если сюжет наберёт чуть большую скорость.
Wonder Woman #65
Бордуков: Диана, с помощью сценарного пера Уиллоу Уилсон, сделала то, чего не смогла сделать в финале второго рана Грега Раки – принять и простить злодейку и найти с ней общий язык. Сделать так, как и должна была поступить Чудо-Женщина.