Девушка, от Вас так приятно пахнет. Что Вы пили сегодня?

Запахи имеют очень большое значение в жизни человека, но те, кто специально не интересуются этим вопросом, часто недооценивают их значение. Известный немецкий философ и социолог, основоположник формальной социологии Георг Зиммель еще 100 лет назад писал, что хотя современные люди не могут с помощью обоняния получать так много информации и объективно ее оценивать, как некоторые первобытные народы, тем не менее, субъективно они очень остро реагируют на обонятельные впечатления.

Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако в большинстве случаев мы, вдыхая окружающие ароматы, не осознаем в полной мере значения запахов в нашей жизни. И лишь когда по каким-то причинам у нас что-то не в порядке с обонянием, мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта.

Обонятельный центр – древнейший отдел мозга. Рядом с ним находятся зоны, управляющие эмоциями, творчеством, памятью, сексуальностью, кровообращением, пищеварением, дыханием и выделением гормонов.

Для поддержания положительного эмоционального состояния человеку важны не только яркие краски изумрудных полей и синих вод, но обязательно сопутствующие им запахи трав, цветов, соленого морского ветра. Запахи обладают целебным психотерапевтическим эффектом, вызывающим в организме прилив гормонов радости.

Запах нельзя описать, используя какие-либо формальные определения. О визуальных впечатлениях мы можем рассказать, используя геометрические термины, цвета, освещение. Можно достаточно точно описать воспринимаемый звук с помощью физических параметров: длина волны, частота, громкость. О вкусе мы можем сказать, что он сладкий, кислый, соленый.

Что касается обоняния, то представление о запахах является чисто предметным. Мы не можем охарактеризовать запах, не называя вещества или предмета, которому он свойственен, и говорим – запах розы, запах корицы. Часто мы обобщаем запахи в группы родственных веществ или предметов, называя запахи фруктовыми, парфюмерными, кухонными. Невозможно вызвать в воображении какой-либо запах, не связывая его с определенным предметом.

Из книги Евгения Сушко «Формула любви: теория и методика применения»