13 января отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 13 января
Святки
7-й день
Сплошная Седмица. Период от Рождества до Крещения. Празднование имеет древнее происхождение.
Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества (включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество), а также в канун и первый день старого Нового года (ночь с 13 на 14 января); канун Крещения.
Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок, славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.
Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».
Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд – христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.
Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.
В святочные дни во многих избах устраивали настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.
Васильев вечер, Щедрый вечер (Меланка)
Преподобной Мелании Римляныни.
Девочка родилась в семье христиан. Ее родители были обеспеченными и знатными людьми и хотели, чтобы Мелания продолжала их род. Они отдали ее замуж в четырнадцать лет за Апиниана из богатого семейства. Она просила супруга жить беспорочной связью или отпустить для служения Господу. Но он пообещал, когда жена родит двух наследников, он тоже откажется от мирских забот.
Первым ребенком была девочка, вторым – мальчик, который после крещения сразу умер. Скоро отдала Богу душу и девочка. Женщина так сильно мучилась, что муж стал беспокоиться и просить Бога не забирать ее, и дал обет непорочности.
Родители молодых возражали против их решения посвятить жизнь Господу. Когда отец умирал, дал благословение на подвижничество. Супруги поселились рядом с Римом, мужу исполнилось двадцать четыре года, а жене — двадцать. Они навещали больных людей, давали деньги нищим, освобождали за золото заключенных и рабов на рудниках, принимали странников. Продав все имущество, скупали в Сирии, Палестине и Египте земли, на которых строили храмы.
Когда супруги плыли на корабле в Африку, поднялся шторм. Но Мелания уверяла, что все будет нормально, надо только предаться воле Господа. Их корабль пристал к берегу острова, который был населен варварами. Они стали требовать денег и угрожали, что убьют всех. Святые заплатили выкуп за жизнь своих попутчиков.
По прибытии в Африку они помогали всем нуждающимся и возводили обители и церкви. Прожив семь лет, отправились в Иерусалим, где отдали нищим последнее золото и стали усердно молиться. Мелания решила жить в одиночестве в келье на Елеонской горе. Раз в неделю ее навещал супруг и мать.
Слава о подвижнице быстро распространилась, к ней потянулись люди за советами. Она вышла из заточения, чтобы служить спасению душ заблудших людей. Постепенно возле ее кельи образовалась обитель, и в ней нашли пристанище 90 монахинь. Она отказалась стать игуменьей монастыря, но продолжала заботиться о сестрах.
Отдание праздника Рождества Христова
Последний из дней попразднства Рождества Христова. В этот день в храме проходит богослужение, читаются некоторые из молитв, которые произносятся в сам праздник.
Отдание праздника Рождества Христова — день одновременно и радостный, и грустный.
Завершился светлый праздник Рождества, один из самых прекрасных, самых таинственных Господских праздников… Но святки продолжаются, и к нам приходит день Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого.
Что такое попразднество
В Православной Церкви в праздновании больших праздников, которые совершаются не один день, существует определенный порядок. Вначале идет предпразднство («перед праздником») – определенный период богослужебного календаря, когда церковные службы содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой (все великие праздники имеют предпразднства по 1 дню, кроме Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5, а последний 4 дня).
Отдание праздника
Отдания праздника были приняты при организации богослужения в IV в. и преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова; в последующее время церковь, для большей торжественности, присоединила их и к другим великим праздникам.
Отдание праздника отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, в это время исполняются все молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник. Рождество, как отмечалось выше, имеет 6 дней попразднства, поэтому его отдание всегда совершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю)».