«Перекинуться в картишки» нравится многим. Пожалуй, каждый хотя бы раз в жизни играл «в дурака», «в козла» или «в пьяницу». А самые продвинутые сражаются в покер или «расписывают пулю». Прекрасный пол частенько раскидывает пасьянсы или гадает, чтобы заглянуть в будущее или получить ответ на мучающий вопрос. И куда меньшее количество людей знают об истории карт и о первоначальном значении изображений на них.

Как гласит история, карты берут свое начало в Азии. Однако, тот вариант не имеет ничего общего с привычными сегодня картами. Затем они перешли в Европу, где завоевали огромную популярность.

Карта из азиатской колоды.

Европейцы быстро вошли во вкус, на личном опыте прочувствовали весь адреналин от азартных игр. Все зашло так далеко, что уже в XIV веке в Берне на карты наложили запрет. Сохранилось документальное свидетельство популярности карт в то время — на картине неизвестного автора XVI века изображены аристократы с детьми, в руках которых находятся карты.

Картина неизвестного художника XVI века.

В Берне карты попали под запрет.

Немногим позже игральные карты попали и в Россию. Но здесь их приняли не так радужно, как в Европе. Особенно не по нраву эти «дьявольские картинки» пришлись царю Федору Ивановичу, который предлагал картёжникам ставить клейма и выдирать ноздри. Не очень приятная перспектива последствий от такой забавы. По этой причине на Руси о картах забыли на долгие годы.

Время шло, власть менялась, а вместе с тем мода на карты снова вернулась. На этот раз ее привез из Европы Петр I. По его же поручению в России организуются два завода, которые специализируются на выпуске игральных карт на европейский манер, но сам правитель в них при этом не играет. Одобрение на выпуск карт вовсе не означал одобрение царя на азартные игры на деньги.

Производство игральных карточек превращается в серьезную часть доходов всего государства и одновременно в громких скандалов. Так, например, известен случай в начале XIX века, когда князь Голицын проиграл в карты свою супругу графу Разумовскому. Подумать только — ни дом, ни корову, а жену! Тогда история закончилась разводом и переездом суженной князя к новому мужу.

В 1830 году с помощью выпуска карт решили повысить грамотность населения, нанося на карточки гербы и территории Империи, расположение городов и т.п. Все в том же году было принято решение выписать из Любека профессионалов, которым было поручено разработать русский вариант игральной колоды, которая стала бы заменой заморским. То ли от собственной лени, что ли от чего, но немецкие художники решили себя не особо утруждать и просто немного переработали привычный им северо-немецкий мотив. Тот дизайн можно заметь на картах и в наши дни. Остался все тот же принцип размещения фигур, те же цветочки в руках дамы, скипетр с драгоценными камнями и держава у королей, бердыш у валетов. 100%-ная схожесть с картами немцев видна и в цветовом оформлении колоды.

Очень познавательные карты.

Это уже в последующем Шарельман тщательно проработает дизайн карт, чем внесет свое имя в глубины российской истории. Результатом его работы стала та самая атласная колода, с которой в настоящее время знакомы все, от мала до велика.

Карта из русской колоды и её прототип.

Среди огромного количества карточных колод есть и особенные, одна из которых сейчас во владении коллекционера Эдуарда Швайгерта. Доподлинно известно, что играли в нее немецкий генерал-лейтенант Шредер и Александр III и было это всего один раз. В благодарность за приятно проведенное время и в память о событии, правитель подарил колоду своему сопернику.

Карта из русской колоды и её прототип.

Отмечен в истории наших карт и исконно русский жанр, под влиянием организованного в 1903 году благотворительного бала императора в стиле 17-го века. Тогда, как и сейчас, любили погружаться в прошлое. Но даже эти карты не обошел немецкий акцент, что, в принципе, совсем неудивительно, ведь «родитель» колоды самый настоящий немец Дондорф.

Свою лепту в дизайн карт внесла и революция. До государственного переворота на игральных карточках печатался символ империи — двуглавый орел. Советское правительство допустить такого не могло, что быстро исправили.

Карты из антирелигиозной колоды.

Постепенно началась мода на тематические колоды. На картах начали изображать места культуры, представителей богемы, политических деятелей и просто голых женщин. Например, в блокадном Ленинграде был выпущен тираж «Антифашистских» карт, на которых были изображены Гитлер с черепом в руках, адмирал Венгрии Хорти с наполненным кровью фужером, Муссолини с кровавым топором и прочие «друзья фюрера».

Карты из антифашистской колоды.

Существовал еще один интересный вариант карт с двойным смыслом — антиреллигиозные. На главном плане размещались духовные деятели, позади которых виднелось их «истинное» побуждение.

Здесь перечислены далеко не все варианты существовавших в прошлом карт. Но в любом случае, они не есть вариант классических игральных карт, которыми народ развлекается и в наши дни.

16.01.2018