Наурыз, считающийся у тюркских народов праздником весеннего обновления, нынешней весной явил собой в Казахстане полное единство формы и содержания.
Добровольная отставка первого президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева, последующий приход в кресло главы государства экс-спикера сената Касым-Жомарта Токаева и объявление досрочных президентских выборов спустя две недели после этих событий – всё это потенциально способно очень серьезно обновить политическую систему страны.
Рассмотрим подробнее нюансы заявления Н. Назарбаева 19 марта с.г., хронику первых дней деятельности К. Токаева на посту президента и расклад политических сил накануне внеочередных президентских выборов в Казахстане.
Дать дорогу следующему поколению политиков
Пожалуй, мнение Н. Назарбаева о том, что пришло время дать дорогу следующему поколению политиков, – это один из главных месседжей обращения Елбасы к казахстанцам. «Как основатель независимого казахстанского государства я вижу свою будущую задачу в обеспечении прихода к власти нового поколения руководителей, которые продолжат проводимые в стране преобразования», – сказал Н. Назарбаев.
Однако последовавшее затем заявление Елбасы, что следующим президентом в соответствии с конституционной нормой становится спикер сената К. Токаев, ясности в ситуацию с транзитом власти не внесло. Дело в том, что 65-летнего К. Токаева при всем желании нельзя отнести к новому поколению политиков.
Кроме того, Н. Назарбаев сказал, что новый президент будет осуществлять свои полномочия до 2020 г.: «В случае досрочного прекращения полномочий действующего президента его полномочия переходят к председателю сената до окончания выборного срока. Затем состоятся выборы нового президента».
Поскольку выборный срок президента должен был закончиться в 2020 г., сразу возник вопрос: а будет ли К. Токаев самостоятельным в своих решениях, либо это переходная, «техническая» фигура? Элиты напряглись: какой вариант действий выбрать? На кого ставить? С кем сближаться, а от кого дистанцироваться? Эти вопросы волновали общество до 9 апреля, пока К. Токаев не объявил о внеочередных выборах президента РК.
Впрочем, будем придерживаться выбранного плана повествования.
Общие контуры политики Касым-Жомарта Токаева
Первым публичным выступлением президента К. Токаева стало интервью казахскоязычным республиканским газетам Egemen Qazaqstan и Aigyn.
В целом в своих ответах второй президент был предсказуем: высокие оценки работы своего предшественника в сферах внешней, внутренней политики и экономики, демонстрация преемственности политического курса. Были сказаны традиционные слова об общественной стабильности, единстве и согласии народа в качестве приоритетов развития страны, а также о решимости власти обеспечить достойный уровень жизни граждан и продолжать строительство социально-ориентированного Казахстана.
Разумеется, в свете ориентации казахстанской внутренней политики на построение национального государства ряд вопросов был посвящен языковому вопросу.
Новым для казахстанцев стало то, что К. Токаев, говоря о развитии языков, не упомянул о трехъязычии, хотя совсем недавно это была весьма популярная идея. Вместо параллельного изучения казахского, русского и английского президент призвал среднюю школу сосредоточиться на изучении двух первых языков, а лишь затем приступать к преподаванию на английском.
На отдельный вопрос о темпах развития казахского языка К. Токаев ответил весьма пафосно, но довольно общими фразами. Из его речи следует, что преподавание казахского языка усилят с уровня детского сада и начальной школы. При этом страна не собирается отказываться от латиницы, но ее внедрение будет проводиться с учетом мнения общества. Также второй президент умеренно покритиковал молодежную политику, проводимую, по его мнению, несистемно и хаотично, а также практику коммуникаций акимов с народом в форме ежегодных отчетов, которая, по его мнению, формальна и безнадежно стара.
Еще один момент, на который все обратили внимание, – К. Токаев не стал менять правительство, но сменил половину руководящего состава администрации президента, произвел назначения в Нацбанке и других ведомствах. Неизвестно, был ли это заранее просчитанный в преддверии внеочередных выборов ход, или второй президент решил использовать потенциал правительства, созданный при последних кадровых решениях Н. Назарбаева. Но казахстанская политическая практика показывает, что срок жизни правительства составляет в среднем от полутора до трех лет. Следовательно, следующие масштабные кадровые перестановки произойдут уже после выборов.
Казалось, что вопрос о сроках проведения президентских выборов снят: они должны состояться в декабре 2020 года. Но казахстанская политика не была бы таковой без сюрпризов и неожиданностей. 9 апреля в эфире телеканалов Касым-Жомарт Токаев выступил с обращением к народу страны. В своей речи он объявил о внеочередных выборах президента РК, которые состоятся очень скоро – 9 июня с.г.
Внешнеполитические приоритеты второго президента
Пользуясь случаем, скажем несколько слов о внешнеполитическом курсе Казахстана, который в отличие от сферы внутриполитической гораздо более предсказуем и понятен.
Свой первый международный визит в качестве главы государства К. Токаев совершил в Россию. Учитывая, какая роль придается символическим жестам в восточной политике, это говорит о многом. Да и телефонный разговор Н. Назарбаева с В. Путиным, состоявшийся 19 марта, как раз накануне отставки Елбасы, видимо, был посвящен предстоящим изменениям в Казахстане и обсуждению кандидатуры следующего президента.
Кстати, следующие большие интервью К. Токаев дал российским изданиям, и одно из них называлось «Мы всегда будем вместе». Из этих интервью, которые условно можно считать политической декларацией, следует, что Казахстан будет по-прежнему придерживаться проведения многовекторной политики, но главным направлением внешнеполитического сотрудничества остается Россия. «Россия для нас надежный стратегический партнер и добрый сосед, который, согласно известной пословице, ближе любого родственника», – сказал К. Токаев.
Таким же духом было пропитано совместное заявление президентов Казахстана и России во время визита К. Токаева в Москву.
Что касается ЕАЭС, то участие в этой организации также остается актуальным для Казахстана. В соответствии с намеченными ранее планами страна совместно с партнерами будет работать над снятием остающихся во взаимной торговле барьеров и создавать условия для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Обозначил новый президент и свое видение более отдаленных перспектив развития ЕАЭС – расширение сотрудничества с ЕС, новый уровень взаимодействия в рамках инициативы «Один пояс – один путь», углубление экономических отношений с государствами Центральной Азии и АСЕАН.
Что характерно: пока К. Токаев находился в Москве, в казахстанской столице г. Нур-Султане председатель сената парламента Дарига Назарбаева приняла посла Китая Чжана Сяо. Это тоже своеобразный сигнал, показывающий, во-первых, кто есть кто в «табеле о рангах» транзитного Казахстана, а во-вторых, кто так же, как и РФ, входит в число приоритетных внешнеполитических партнеров Казахстана.
Внутриполитический рельеф в Казахстане накануне выборов
Итак, после того как было объявлено о проведении внеочередных президентских выборов, неразбериха с транзитом власти еще более усилилась.
Сначала было непонятно, каким образом будут распланированы выборы по времени: сколько времени дается партиям (в связи с поправками 2017 г. самовыдвиженцы не могут принимать участия в выборах) на проведение предвыборных съездов, определение кандидатов в президенты, сколько времени будет отведено на технические процедуры, необходимые для регистрации, сколько останется кандидатам на агитационный период. Однако ЦИК Казахстана отреагировала на удивление быстро. Начиная с 10 апреля, на выдвижение кандидатов партиям отводится 19 дней. Параллельно ЦИК будет проверять кандидатов на соответствие требованиям, предъявляемым кандидатам в президенты законодательством РК. Это будет длиться до 11 мая. К этому сроку кандидаты также должны собрать подписи. Далее, в течение 28 дней будет осуществляться предвыборная агитация, затем 8 июня – день тишины, а 9 июня – день голосования. На подсчет голосов и регистрацию избранного президента отводится еще семь дней.
Таким образом, личность нового президента Казахстана однозначно должна стать известной 16 июня.
О намерении выставить от себя кандидата уже заявили Народно-демократическая партия «Нұр Отан» и Коммунистическая народная партия Казахстана. Демократическая партия «Ак жол», Народно-демократическая партия «Ауыл», а также политическая партия «Бірлік» дали уклончивые ответы на вопрос о возможности выдвижения своих кандидатов.
Что касается оппозиции в лице Общенациональной социал-демократической партии Казахстана и Демократической партии Казахстана «Азат», то тут ситуация понятна лишь наполовину. ОСДП принципиально не принимает участия в выборах президента, считая их бесполезными и не желая легитимизировать это политическое действо своим участием. Сразу после ухода Н. Назарбаева с поста президента ОСДП выступила с заявлением с говорящим заголовком «Не допустить продления авторитаризма под другим обличьем!». Неизвестно, станет ли партия, достаточно ослабленная, принимать участие в выборах с заранее известным исходом.
А вот что касается ДПК «Азат», то даже ответ на вопрос о ее фактическом существовании не ясен до конца. Официального заявления о лишении ее регистрации не было озвучено. С другой стороны, «Азат» дважды не принимала участия в парламентских выборах, что является законодательно утвержденным поводом для прекращения ее деятельности.
То, что победит кандидат от партии власти, не вызывает абсолютно никаких сомнений. Вопрос в том, кого именно выдвинет партия. Это может быть действующий президент К. Токаев, председатель сената Д. Назарбаева или даже «темная лошадка». Какой вариант выберет действующая власть – неизвестно.
Очень сомнительно, что электоральная кампания будет особо интересной. За короткий период, отведенный кандидатам, вряд ли они сумеют сгенерировать что-то достаточно новое. Поэтому «битву программ и идеологий» мы тоже не увидим.
Минимальна вероятность развития ситуации, при которой на ход выборов могут повлиять «черные лебеди» – будь то вмешательство извне или появление внутриреспубликанской организованной политической силы.
В целом сказать, что транзит власти в Казахстане завершен, – было бы неправильно. Процесс перешел в активную фазу. Когда он реально закончится, пока сказать довольно проблематично. И вопросы, которые мы подняли в начале материала, пока не имеют однозначных ответов.
Также остается неизвестным – было ли произошедшее запланировано изначально, или это был некий «план Б», или коррективы были внесены внезапно, исходя из каких-то не известных нам обстоятельств.
Исходя из этого, полагаем, что как казахстанцев, так и сторонних наблюдателей ожидает еще много сюрпризов.