И снова – здравствуйте… «Большой разговор» с президентом Лукашенко

И снова – здравствуйте… «Большой разговор» с президентом Лукашенко

Состоявшуюся в минувшую пятницу встречу президента РБ с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ сам Александр Лукашенко определил как разговор-основу для подготовки его ежегодного послания народу и парламенту. Понятно, что послания к народу Белоруссии и парламенту Белоруссии. Однако частота, с которой главой РБ упоминалась Россия (слова «Россия», «россияне», «российский» даже в сокращенном отчете на президентском сайте прозвучали около 70 раз) дают основание к предположению, что у обширного выступления А. Лукашенко были и другие, не менее значимые в его глазах адресаты.

При этом в привычной для себя манере белорусский лидер, не очень беспокоясь о формальной логике, заверения в том, что белорусы и россияне – «родные», что союз наших государств – навечно, что все принципиальные разногласия между ними преодолены, перемежал с диаметрально противоположными утверждениями.         

Не будем придираться к утверждению А. Лукашенко, что именно он был «главным инициатором нашего союза». Стоит, пожалуй, мягко улыбнуться и его уверенности, что таковым «меня в России называют»: человеку хочется так думать, он имеет на это право. Вот что не может не вызывать возражения, так это попытки представить дело так, что и в момент зарождения Союзного государства, и ныне он, глава Белоруссии, стоит горой за союз с Россией, за максимально возможное продвижение по пути союзного строительства, а палки в колеса процессу ставит именно Москва.

«Когда мы подписали договор о Союзном государстве, там были предусмотрены шаги по созданию этого государства, – заметил белорусский лидер. – Главный шаг, который мы должны были сделать – принять на референдуме Конституцию нашего государства, где на все вопросы должны быть даны ответы: от общей валюты до органов управления этим государством».

Говоря об этом, А. Лукашенко добавил, что российская сторона в то время на принятие единой Конституции не пошла. И нарисовал прямо-таки фантасмагорическую картину обвинений, которые якобы бросались в РФ в его адрес: «Меня обвинять начали в свержении чуть ли не конституционного строя в России. Типа того, сейчас Лукашенко прибежит, шапку Монамаха схватит, на себя наденет и там сядет. Было такое? Было».

Шапка не шапка, а вот на пост вице-президента в едином государстве при на глазах дряхлеющем Борисе Ельцине А. Лукашенко явно мог рассчитывать при заметной тогда поддержке КПРФ. А там – как знать…

Но это – ладно, дело прошлое, двадцатилетней давности. В то время на принятие Конституции СГ российская сторона «не пошла», а как обстоит дело сейчас? Бросать столь же разухабистые упреки в адрес сегодняшнего Кремля белорусский лидер опасается, но дает понять, что положение изменилось мало. А что сам официальный Минск позицию по вопросам союзного строительства не поменял? Впрямую А. Лукашенко об этом говорить не стал, но из его рассуждений должно следовать, что он готов идти в этом направлении максимально далеко. Но так ли это в действительности после того, как растаял даже призрак «шапки Мономаха»?

Подсказку находим в выступлении председателя Совета Республики Национального собрания РБ Михаила Мясниковича на заседании совета по взаимодействию органов местного самоуправления в Минске за день до «Большого разговора с Президентом». Цитата из М. Мясниковича: «Договор 1999 года является актуальным и сегодня, и его положения должны оставаться незыблемыми и не подлежащими ревизии и корректировке. Иначе рухнет вся конструкция». Незыблемыми и не подлежащими корректировке – и это говорится о договоре, которому уже 20 лет и «эффективность» которого лишний раз продемонстрирована кризисом в отношениях двух стран последних месяцев. Если дальнейшее строительство Союзного государства вести по лекалам 20-летней давности, то насколько далеко удастся уйти от его нынешнего весьма аморфного состояния? Ответ очевиден.

Эту мысль до Минска и пытается донести в последнее время российское руководство. Так, на состоявшемся 6 декабря прошлого года саммите Евразийского экономического союза в ответ на упрек А. Лукашенко в адрес России относительно недостаточно низких, по мнению Минска, тарифов на газ, Владимир Путин разъяснил, что уже сегодня «наши партнеры имеют достаточные преимущества», а расчет на большее может быть связан только с иным, более глубоким уровнем интеграции.

 Сдается, что как раз на это углубление (в т.ч. предполагаемое Союзным договором) Минск по своим причинам (о них можно догадываться, но здесь умолчим) идти не желает. И говорить об этом в открытую тоже избегает, предпочитая подавать общественному мнению предложение Москвы переходить на другой уровень интеграции как покушение на суверенитет и независимость Белоруссии.

В ходе «Большого разговора» А. Лукашенко вновь поднял вопрос о неких планах России по поглощению Белоруссии, хотя сам же почти два месяца назад, 10 января, проводя совещание о социально-экономическом развитии страны в 2019 г., заявил, что никаких недомолвок между сторонами нет, и призвал «успокоиться и прекратить эти разговоры, что кто-то кого-то наклонил или наклоняет».

«Никаких замашек со стороны, по крайней мере президента России, что Беларусь надо инкорпорировать или включить в состав России, я ни разу не слышал, даже настроения такого не было. Нет никаких намерений у огромной страны поглотить Беларусь», – сказал он на сей раз. Но если нет, то зачем вновь и вновь поднимать этот вопрос?

А делается это потому, что глава Белоруссии явно ошибся в своих прогнозах за счет дружественной риторики «разрулить» ворох возникших за последнее время проблем. Проведя переговоры с Владимиром Путиным «с глазу на глаз» и даже покатавшись с ним в Сочи на лыжах, он, очевидно, надеялся, что Москва ради некоей политической «целесообразности», как много раз было в прошлом, вновь пойдет на попятную в экономическом плане.

А то, что расчет не оправдался, подтверждает возвращение А. Лукашенко в ходе «Большого разговора» к т.н. налоговому маневру. «Понятно, где-то нас хотят экономически прижать, может, действительно, озабочены (в РФ. – Ред.) налоговым маневром. Господь с вами, переживем, – сказал он. – В ноябре закончим модернизацию своих заводов и купим нефть на рынке».

Но, видимо, реальная картина несколько иная. Если бы так просто было «пережить», не стал бы глава РБ вновь поднимать вопрос, о предрешенности которого он заявлял некоторое время назад, да и с ценами на «рынке» не так благоприятно, как пытается показать оратор (памятна попытка Минска «диверсифицировать» торговлю за счет закупок двух танкеров венесуэльской нефти в большой убыток себе). Не находится пока развязок и в вопросе взаимного снятия барьеров в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.

При этом вся вина опять-таки возлагается на Москву. «Если мы не снимем проблемы белорусско-российских отношений, которые сегодня ребром стоят, мы о каких-то глобальных целях, об объединении говорить даже не должны… – рассуждает А. Лукашенко и делает однозначный вывод: – Пока руководство России, прежде всего правительство, не готово идти этим путем».

Думается, обречены на неудачу все чаще предпринимаемые главой РБ попытки противопоставить президента России и правительство, другие госорганы РФ. В позиции руководства РФ и отдельных звеньев управления чувствуется как раз целостность, последовательность, которых недоставало ранее и при которых экономическим интересом перестали жертвовать по соображениям «большой политики».

На официальном сайте президента РБ сообщается: А. Лукашенко констатировал, что зачастую решения, принятые даже на уровне президентов Беларуси и России, не исполняются. Происходит это не по вине Беларуси. В соответствии с договоренностями Минск создал рабочую группу для решения проблемных вопросов, которая готова приступить к работе. Однако аналогичная группа с российской стороны еще к работе не готова.

В таком утверждении содержится явная натяжка. Но даже если бы оно был правдиво, спрашивается, какая комиссия нужна, например, для того, чтобы Белоруссия, коль скоро она «родная», покинула лагерь государств, которые ввели в торговле с Россией ограничительные меры? Не всем известно, но уж лидер-то Белоруссии, безусловно, информирован, что его страна в этом отношении опережает даже известного инициатора антироссийских санкций – США.

Так что, не торопится ли А. Лукашенко всю вину списывать на Россию? Говоря его же словами: «Достойно ли это нашего союза?»

_____________________________________

Фото http://president.gov.by