Простенькие задачки на движение не решают 55% российских пятиклассников, 47% семиклассников и 67% девятиклассников. В целом же при решении заданий ошибаются 46% школьников. Таковы шокирующие итоги исследования, оглашенные 27 марта.

Две трети российских девятиклассников не знают математику: эксперты заговорили о катастрофе

фото: Елизавета Клушина

Потребители услуг репетиторов в нашей стране молодеют не по дням, а по часам. Если в советские времена их брали для подготовки к поступлению в вуз, то в начале постсоветских — перед школьными выпускными, затем — для освоения программы девятилетки, а теперь уже и младшей школы. И прежде всего это касается «царицы наук» — математики.

Причина, как подтвердили новейшие исследования, построенные на использовании так называемых «больших данных», предельно проста. Наши дети не понимают того, что проходят, в лучшем случае зазубривая правила, но не умея применять их на практике. И этот снежный ком растет класс от класса, достигая к моменту ГИА-9 или ЕГЭ-11 катастрофических размеров и требуя принятия экстренных мер. То есть услуг репетиторов. И в основе цепи неудач лежат пробелы в знаниях, накопленные с младших классов.

Возьмем, к примеру, задачки на движение. Для пятиклассников это задание выглядит так: «Лиса Алиса и Кот Базилио вышли одновременно навстречу друг другу. Расстояние между ними 18 км. Кот Базилио шел со скоростью 3 км/час, а Лиса Алиса — 6 км/час. Через сколько часов они встретились?» И ответить на этот вопрос не могут 55% школьников!

Чуть лучше дела у семиклассников с задачкой о двух велосипедистах, выехавших навстречу друг другу из пунктов А и В, — 47%. А вот результаты девятиклассников, вышедших на финишную прямую Государственной итоговой аттестации, просто пугают. Там вычислить скорость течения реки с помощью рыболова, плывшего то по течению, то против него, не сумели 67% школьников! И это уже катастрофа. А также обильное поле жатвы для репетиторов. Особенно если учесть, что в среднем допускают ошибки при решении задач 46% наших учащихся школы.

— Цепь неудач прослеживается до младших классов, — констатировал руководитель исследования по методике электронной школы «Знаника» Вадим Ковалев. — Если восьмиклассник не решает линейных уравнений, которые проходят в 5-м классе, то он впоследствии не будет решать и линейных неравенств. А это уже ОГЭ! Так что если в регионе 50% детей не справляются с математическими задачами, это уже серьезный вопрос к местной системе образования в целом!

Правда, когда дело доходит до отчетов о результатах ЕГЭ, дела повсеместно выглядят более-менее прилично. Однако результаты Единых госэкзаменов не могут служить полноценным индикатором качества нашего среднего образования, предупреждает директор Центра мониторинга качества образования Института образования Высшей школы экономики Елена Карданова:

— Эти экзамены со слишком высокой ставкой, ведь дело идет о поступлении в вуз. Поэтому в подготовке активно участвуют репетиторы. Да и знания, продемонстрированные при сдаче ЕГЭ, исключительно кратковременны, что подтверждают сентябрьские контрольные в вузах для первокурсников с их пугающе низкими результатами.

Причины проблемы, выявленной исследованием, предстоит осмыслить, но они носят комплексный характер, считает глава управления стратегического развития Московского городского педагогического университета Кирилл Баранников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here