Читатель спросил:
— Хотелось бы понять зачем? Если человек не может измениться, то зачем ему знать, как это работает?
Вопрос правильный, законный и справедливый.
Действительно, психологический тип человека на протяжении жизни не меняется.
Пока не до конца выяснено, когда он формируется, до рождения или после.
Я, например, склонен думать, что происходит это после рождения, но довольно быстро, буквально в течение нескольких первых месяцев.
Однако то, что психологический тип не меняется, можно считать фактом.
Психотип развивается, насыщается, усложняется – да.
Но не меняется.
И зачем тогда его знать?
Ответ простой, знать психотип нужно для того, чтобы лучше раскрыть свои возможности.
Чтобы представлять то, что вы можете изменить в себе.
И в своих отношениях с людьми.
Понимать, что в вашей власти, а что нет – это ведь хорошо, здорово?
Нынешний век – это век работы над собой.
Для того чтобы успешно работать над собой, нужно знать свои параметры.
Даже при обращении с совсем простыми, элементарными предметами это помогает.
Мы прекрасно понимаем, что в хрустальный фужер лучше не лить кипяток, даже если хочется тепленького, лопнет.
А тонкую чашку лучше не ронять, разобьется.
И большую любимую стеклянную кружку в поход лучше не брать, до костра вряд ли доживет.
Зато с оловянной кружкой можно расслабиться, она пригодна на все случаи жизни, кроме одного – красивого застолья.
Вульгарной психотипологии, типа соционики, ответить на этот вопрос совсем просто.
Соционики дают четкие инструкции по выбору профессии и партнера для отношений.
Хотя это непрофессионально, это шарлатанство.
Правильная психотипология считает, что реальных запретов на профессию и на отношения между представителями тех или иных типов нет.
Можно быть кем угодно.
Можно найти общий язык со всеми.
Если очень хочется, не жаль времени и сил.
Психологические параметры вашего психотипа не столько запрещают, сколько определяют легкость или сложность задачи.
Важно то, что зная свой психотип, вы сможете преодолеть любые сложности.
Не зная своих параметров, скорее всего, какие-то попытки бросите.
И хорошо, если это не приведет к комплексам, падением самооценки, выводам о собственной бестолковости и бездарности.
Хорошо, если из-за негативного опыта вы не бросите любые попытки чего-то добиться.
Поясню на примере.
Допустим, вы Дон Кихот, по психологической функции восприятия мира — интуитивный (рече-понятийный) экстраверт.
А ваш учитель физики – это какой-нибудь Жуков, ощущающий (визуальный) экстраверт.
Вы воспринимаете и запоминаете мир в виду слов и понятий.
Учитель показывает его вам в виде образов, не переводя эти образы в четкую понятийную систему, потому что всё и так очевидно.
Фактически вы говорите на разных языках.
Вам не понятно то, что вы видите, одного визуального представления не достаточно, вы просите определений, которые улягутся в памяти.
Вашему учителю кажется, что вы задаете глупые вопросы, мучаете его словесными придирками, отвлекаете на несущественное, срываете урок.
Такое случалось или случается каждый день.
На каждом уроке или занятии есть часть аудитории, которая не понимает.
Базовых значений психологических функций как минимум четыре, это:
— мышление (тактильно-двигательная сенсорная система);
— эмоции (аудиальная сенсорная система);
— интуиция (обоняние и рече-понятийная сенсорная система);
— ощущение (вкус и визуальная сенсорная система).
Это если не брать усложнения, типа психологической установки (экстраверсия/интроверсия) и прочих, о которых я еще не рассказывал.
Значит, любой предмет, любое знание должно преподаваться как минимум по четырем схемам.
Должна быть версия для мыслящих, для эмоциональных, для интуитивных и ощущающих.
А в оптимальной форме лучший преподаватель для каждого – это его тождик, человек того же самого психологического типа.
Возможно такое?
В принципе, да.
По крайней мере, 16 видов учебников вполне можно сделать.
Но пока ничего подобного нет.
И это приводит к тому, что кто-то тянет кое-как, не четверочку, кто-то становится троечником, а кто-то «тупым» навсегда.
Причем так ведь во всем – в учебе, в работе, в социальных контактах и отношениях.
Понятно, что знание своего психологического типа позволяет эти проблемы решить.
И даже если вы не найдете ключ к тому или иному предмету, тем или иным знаниям и отношениям, вы хотя бы будете знать, что это просто чужое, не ваше.
Что вашей личной вины нет.
Что нужно искать в другом месте и не терзаться зря.
Все мы талантливы.
И каждый может достичь успеха практически в любом деле.
Но иногда что-то складывается само собой – везет.
А в большинстве случаев лучше знать себя.
Да, еще один важный момент.
С определенного возраста мы начинаем считать, что все про себя знаем.
Увы, это не так.
«Суждения о собственной личности всегда чрезвычайно сложны», – говорил Юнг.
А он в этом деле кое-что понимал.
К счастью, теперь есть правильная психотипология.
Она позволяет узнать свой психотип, понять параметры своей психологии и действовать.
Мой Телеграмм-канал
Мой Фейсбук
Мой Яндекс Дзен
Мой Яндекс Дзен по психотипологии