Битва патриархов – что выиграет и проиграет Украина от размолвки между Вселенской и Русской православными церквями

ВАЖНО

Православный мир с опаской наблюдает за тем, как развиваются события в Украине вокруг предоставления томоса об автокефалии для пока что несуществующей Украинской поместной православной церкви. В Москве состоялось внеочередное заседание Священного Синода РПЦ. В повестке дня стоял всего один вопрос – вторжение Константинопольского патриарха на территорию РПЦ. То есть, в Украину. Решение, принятое Синодом РПЦ достаточно жесткое – в Московской патриархии больше не будут поминать Константинопольского патриарха Варфоломея при богослужениях, РПЦ также не будет принимать участие в совместной работе с Константинопольским патриархатом. Это решение возможно не говорит о полном разрыве отношений между двумя крупнейшими православными церквями, но точно – об их существенном охлаждении. Такое, впрочем, случается не впервые. “Вести“ разбирались, чем нынешняя размолвка в православном мире грозит обернуться для Украины.

В начале сентября Константинопольский патриархат сообщил, что направляет в Киев двух своих экзархов – епископов из Америки. Хотя публично не заявлялось, с какими задачами они едут в Украину, стало ясно, что цель их скорее всего – создать Киевскую митрополию Константинопольского патриархата, предложить приходам разных украинских православных церквей признать верховенство этой митрополии – а затем предоставить автокефалию – то есть, независимость.

Русская православная церковь считает, что тем самым Константинопольский патриарх вторгся на ее территорию, что прямо запрещено православными правилами церковного самоуправления. Именно поэтому речь сейчас идет о возможном разрыве отношений.

В Украине может начаться кровопролитие из-за получения УПЦ автокефалии — РПЦ

Автокефалия (в переводе с греческого — “самовозглавление“) — статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других церквей. Важнее всего в нашем случае, что автокефальная церковь не может возникнуть в отрыве от канонической православной церкви — например, в случае, если какая-либо группа людей сама провозгласит себя церковью.

Сегодня в мире 15 Автокефальных Церквей:

Константинопольская (более 2 млн чел.)

Александрийская (более 6,5 млн. чел.)

Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)

Иерусалимская (130 тыс. чел.)

Русская (крупнейшая по численности верующих, 100 млн чел.)

Грузинская (4 млн чел.)

Сербская (10 млн чел.)

Румынская (16 млн чел.)

Болгарская (около 8 млн чел.)

Кипрская (420 тыс. чел.)

Элладская (около 8 млн чел.)

Албанская (около 700 тыс. чел.)

Польская (500 тыс. чел.)

Православная церковь Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.)

Православная церковь в Америке (около 1 млн чел.).

Эксклюзивное интервью Предстоятеля УПЦ о церковных событиях в Украине (ВИДЕО)

Де-факто, Украинская православная церковь и так независима, пусть даже и не имеет автокефалии. Об этом заявляет ее предстоятель – “Мы самостоятельная Церковь. И у нас есть все атрибуты независимости, которые нужны нам сегодня для нормального служения Богу и народу. У нас есть свой Синод, независимый ни от кого. У нас есть Архиерейский Собор, независимый ни от кого, решения нашего Собора независимы — никто не имеет права наложить на них вето. У нас есть церковный суд, который является конечной инстанцией. У нас всё есть своё: у нас экономическая, административная независимость…

Проблема видимо в том, что украинские политики никак влиять на Украинскую православную церковь не могут – она отказывается подчиняться. Поэтому президент Петр Порошенко заявил о необходимости сделать украинское православие “еще более независимым“. Причем, действующий президент – не первый, у кого родилась такая идея. Виктор Ющенко тоже мечтал о создании Поместной церкви, а первым идею автокефалии вынашивал еще Леонид Кравчук. Но проблема в том, что от вмешательства политики в дела духовные ничего хорошего никогда не получалось. В украинских реалиях вмешательство политиков вызвало в начале 90-х годов церковный раскол в православии, преодолеть который не выходит до сих пор.

РПЦ приостановила сотрудничество с Константинопольским патриархатом

В начале 90-х президент Кравчук заразил идеей автокефалии Филарета – митрополита Киевского и предстоятеля недавно (в 1990 году) получившей полную автономию от РПЦ Украинской православной церкви. Под влиянием этой идеи Филарет потребовал у РПЦ автокефалию, получил отказ – и тогда “восстал против Москвы“, создав альтернативную “Украинскую православную церковь Киевского патриархата“, которая и по сей день не признана ни другими православными церквями, но вообще в христианском мире. Примечательно, что всей полнотой самоуправления УПЦ к тому времени уже пользовалась – с 1990 года, а сам Филарет считался одной из самых влиятельных персон в православном мире.  УПЦ и так была, по сути, автокефальной, получив все полномочия, о которых упоминал Блаженнейший Онуфрий.

Священный Синод РПЦ принял решение о молитвенных прошениях о сохранении единства Православия

При этом в церковных кругах отказ РПЦ предоставить украинской церкви формальную автокефалию объясняют особенностями личности Филарета – он жил практически не скрываясь в браке, несмотря на обет монашества. После смерти патриарха Московского Пимена (в 1990 году) Филарет даже имел шанс возглавить всю Русскую православную церковь, став патриархом Московским. Но его не утвердили именно из-за наличия гражданской жены. Поэтому в 1992 году он сам себя назначил “патриархом“, но с точки зрения канонического православия его самопровозглашенная церковь и громкий титул были “раскольническими“. РПЦ лишила Филарета всех церковных званий – и это опять же породило проблему – всех иерархов новой церкви Киевского патриархата, получается, рукоположил мирянин.

С тех пор в Украине действуют де-факто две православные церкви – каноническая УПЦ во главе с митрополитом Онуфрием, и УПЦ “киевского патриархата“, которой руководит все так же Филарет. Примечательно, что во время раскола большая часть епархий осталась в канонической УПЦ – и эта ситуация сохраняется до сих пор. Вот к чему привело вмешательство политиков в духовные дела.

Белорусская православная церковь осудила решение Константинополя по Украине

Строго говоря, в Украине есть еще одна неканоническая церковь – Украинская автокефальная православная (УАПЦ), которая как и УПЦ-КП сама себя провозгласила – только раньше, после революции 1917 года. И тоже по политическим мотивам. Ее так и не признали в православном мире до сих пор.

1 сентября в ходе Архиерейского собора Константинопольской церкви в Стамбуле патриарх Варфоломей заявил, что берёт на себя инициативу по преодолению украинского раскола, “поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине не способна решить проблему“. В качестве достаточных аргументов для этого патриарх привёл просьбы украинского правительства и патриарха Филарета.

Все дело в том, что объединения не произойдет: в делах духовных не все так, как в политике. С точки зрения верующих и священников Украинской православной церкви, их “коллеги“ из УПЦ Киевского патриархата – раскольники. Механическое объединение без покаяния и начала евхаристического общения с ними не считается возможным. А патриарх Филарет вообще от канонической церкви отлучен (в 1997 году).

Между тем, экзархи Константинополя делают ставку именно на такое — механическое объединение. “Один (епископ, — Ред.) назначен вести переговорный процесс со стороной так называемого патриарха Филарета, другой — со стороной “митрополита“ Макария, главы “Украинской автокефальной православной церкви“, – сообщает по этому поводу Блаженнейший митрополит Онуфрий.

Зачем в Киев едут экзархи Вселенского патриарха – и чем это обернется для украинского православия

Причем, понимая, что приходы УПЦ не захотят менять один патриархат на другой, ставку в объединении экзархи на него и не делают. А это значит, что в Украине по-прежнему останутся две большие православные церкви.  Только теперь обе они будут формально “уравнены“ в статусе. И это, в свою очередь, приведет к усилению противостояния – очень опасная ситуация. “Это антицерковные, антиканонические действия – и это грех, а грех приводит к разделению людей. Вмешательство в дела нашей Церкви может породить раскол Православной Церкви в мировом масштабе”, – предупреждает митрополит Онуфрий.

Эксперты опасаются, что следом за формированием двух “равносильных“ православных церквей, они начнут делить приходы. Причем, поскольку представители власти в Украине определенно поддерживают киевский патриархат, передел может превратиться в попытку уничтожения Украинской православной церкви. А это, по сути, грозит вылиться в глубокий общественный конфликт.

“Так просто эта ситуация не закончится. Будут столкновения с верующими, которые будут защищать храмы УПЦ, с активной частью радикалов, которые эти храмы будут атаковать. И если раньше власть защищала храмы УПЦ, хотя захваты все равно происходили, то после провозглашения автокефалии этих столкновений избежать будет сложно”, — заявил “Вестям” .  Впрочем, политолог надеется, что если на Банковую и в Верховную Раду придут “более вменяемые люди”, то религиозной войны можно будет избежать.

Украинская Православная Церковь молитвенно отметила четвертую годовщину интронизации своего Предстоятеля

Примечательно, что представители духовенства трактуют ситуацию примерно так же. “Наша Церковь не признает этого действия и не будет сослужить с новой церковью. Церковь – это большая духовная семья, это значит, что большинство наших верующих и приходов останутся в лоне канонической Церкви, не предадут своих пастырей, которых любят и за которыми идут, – говорит . –  В семьях украинцев начнутся опять споры, будут опять захватывать наши храмы, брат пойдет на брата, будут конфликты. Подобные события мы уже пережили в начале 90-х годов прошлого века, когда состоялся раскол«.

Но последствия могут быть еще шире. Так, считает, что опасный прецедент с автокефалией может стать поводом для раскола всего Мирового Православия и прекращения евхаристического общения между Церквями. “Надеюсь, что не дойдет до полной фантасмагории надругательства над нормами канонического права, ситуация поставит под удар имидж Константинопольской Патриархии и ее положение среди Поместных Православных Церквей”, – считает Андрей Видишенко.

Ранее «Вести» сообщали о том, что «Все, что звучит со стороны СМИ о положении и служении УПЦ является ложью» — Запорожская Епархия. Также стало известно, что в УПЦ МП призвали созвать Собор для обсуждения действий Константинополя.

Читайте также:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here