Билет в вечность: 9 дней без Карла Лагерфельда

Fashion-индустрия осиротела: 19 февраля не стало дизайнера, не просто изменившего моду, а ставшего ее воплощением. О феномене личности Карла Лагерфельда — в эссе Екатерины Федоровой, автора telegram-канала о моде Good morning, karl!

Это идет вразрез со всеми представлениями о науке и реальности, но моментами правда начинало казаться, что Карл вечен. Он пережил почти всех своих современников и даже многих коллег из следующего поколения, до последнего продолжая работать, удивлять и радовать невероятными шоу и точными, едкими и порой совсем неполиткорректными высказываниями. И вроде все понимали, что возраст уже серьезный (в сентябре Лагерфельд отпраздновал 85-летие), и на поклон на последнем кутюрном показе Chanel студийный директор Виржини Виар вышла в одиночестве, но новость о смерти дизайнера все равно стала ударом под дых.

Билет в вечность: 9 дней без Карла Лагерфельда

Показ Chanel Haute Couture весна-лето-2015. А в 2019-м на поклон в финале кутюрного показа дизайнер не вышел — впервые за 36 лет. Вместо него на подиуме появилась Виржини Виар, студийный директор Дома. «Карл просто устал и попросил Виржини встретить гостей без него», — прокомментировали тогда в Chanel

Он мог говорить гадости о коллегах даже после их смерти, но в день, когда не стало его самого, в Instagram царило удивительное единение индустрии, скорбящей об ушедшей эпохе и выражающей благодарность мастеру за то, чему он на­учил. Друзья, враги, конкуренты, модели, журналисты делились воспоминаниями и фотографиями из личных архивов.

Несомненно, человек большого таланта, Карл тем не менее не был самым гениальным дизайнером XX века. Куда больше вошедших в историю коллекций и революционных силуэтов найдется у Ива Сен-Лорана, Юбера Живанши и даже Тьерри Мюглера. Скорее всего, вам будет сложно навскидку вспомнить пять выдающихся нарядов авторства Карла или описать, как выглядит «стиль Лагерфельда», ведь он, как жидкость, всегда обретал форму сосуда, в котором в тот момент находился. Его главная сила была в адаптивности, потрясающей работоспособности, железной дисциплине, таланте пропускать через себя огромные потоки информации и выдавать порой больше дюжины высококачественных коллекций в год. И это не считая его фотографий, издательского дела и многочисленных сторонних проектов. Он не был похож на человека, который жил в постоянных творческих муках и терзался сомнениями, — напротив, коллеги говорят, что Карл мог нарисовать восемь эскизов за полчаса и тут же пойти дальше. Пойти, смотря только вперед, переступая через тренды, бренды, десятилетия, на­падки критиков и личные трагедии. В этом ему не было равных, и негласным кайзером fashion-мира он стал именно потому, что оказался упорней всех.

Билет в вечность: 9 дней без Карла Лагерфельда

За работой в мастерской Дома Chloe, 1983 год

Уход Карла закрыл последний портал в эпоху, где модная индустрия была неприступным бастионом, окутанным облаком магии и дорогого парфюма, внутри которого женщины неземной красоты дефилировали по подиуму в кутюрных нарядах, дизайнеры уводили друг у друга бойфрендов и плели интриги, главреды глянцевых журналов вершили судьбы, а Кейт Мосс была юной. Лагерфельд не мог этого не понимать и, хотя говорил о смерти только в шутку, требуя то развеять его прах вместе с прахом матери и любимой кошки Шупетт, то просто спустить в мусоропровод, за фасадом культивированного им же карикатурного Карла готовил себе билет в вечность.

Билет в вечность: 9 дней без Карла Лагерфельда

С Синди Кроуфорд и Клаудией Шиффер, Париж, 1993 год

В 1985-м, через два года после прихода Лагерфельда, Дом Chanel начал покупать переживающие не лучшие времена ремесленные мастерские Lesage, Lemarie, Maison Michel и другие так называемые metiers d’arts. Многие из них сегодня держатся на плаву только благодаря поддержке компании и ее заказам и существуют по большей части с одной целью — чтобы мы как можно дольше помнили, что мода может быть чудом, волшебством, случившимся благодаря бессонным ночам и бесконечным часам труда золотошвеек, обувщиков, шляпников и мастериц по работе с перьями, а не только худи со слоганами, которые продаются тысячами экземпляров после того, как их надела фигуристая звезда Instagram.

Сегодня в портфолио Chanel уже 26 таких кутюрных мастерских — география раскидана по всей Франции, Испании, Италии и даже Шотландии, а в 2020 году в пригороде Парижа Дом откроет современный центр, который объединит большую часть мастеров под одной крышей.

Билет в вечность: 9 дней без Карла Лагерфельда

О смерти Лагерфельда первым сообщило издание Le Figaro. Креативный директор Chanel, Fendi и собственной одно­именной марки скончался 19 февраля в Париже. По словам близких, дизайнер до последнего дня оставался в строю и давал указания по поводу грядущего показа Fendi

Нам, конечно, будет очень не хватать знакомой фигуры в черных очках и с белым хвостом в финале показов. Да и вряд ли кто-то сможет переплюнуть меткие колкости Карла в интервью. Но его коллекции, начинания, невероятная сила характера и преданность ремеслу будут еще долго отзываться в сердцах тех, кто ценит настоящую красоту, и вдохновлять мечтателей никогда не сдаваться, не сворачивать с пути и добиваться самых амбициозных целей. Даже если это запуск ракеты над подиумом.

Текст: Екатерина Федорова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here