Безопасная езда: как выжить на осенней дороге

Полезно

Бабье лето порадует нас теплыми деньками недолго. Дальше — сырость, дожди и холода. А это  — сложное время для водителей, особенно новичков, для которых нынешняя золотая пора — первая за рулем. Ведь под воздействием холода, влаги и других особенностей межсезонья машина ведет себя совершенно не так, как в сухую теплую погоду. Мы пообщались с нашими экспертами и узнали несколько дельных советов, которые помогут избежать опасных и неприятных ситуаций при вождении по осенним дорогам.

Начинается дождь — остановитесь

Самая аварийная обстановка создается на дороге не во время ливня, а в 5–10 минут после начала дождя: с первыми каплями на дорожном покрытии образуется густая слизь из воды, пыли и маслянистых отложений. Такой «коктейль» чреват скольжением и удлинением тормозного пути, что особенно опасно в условиях плотного или скоростного транспортного потока.

С началом дождя плавно снизьте скорость до минимальной (30–40 км/час) и двигайтесь так в течение 5 минут. Если же дождь сильный, лучше вовсе остановиться на кофе-брейк на 5–10 минут — дайте дождю смыть с асфальта скользкий слой, а затем продолжайте движение.

Под дождем — держитесь правее

Дождь на улице — не помеха для автомобилиста. Однако густая стена воды увеличивает шансы не разъехаться с попуткой или встречным авто — из-за капель создается оптический эффект, при котором расстояния представляются примерно в два раза длиннее, чем в действительности. Во время движения под плотной стеной воды придерживайтесь крайнего правого положения и старайтесь избегать опережений и тем более обгона.

После лужи — подсушите тормоза

При въезде в лужу, особенно глубокую, на скорости свыше 10–15 км/час вода попадает на тормозные колодки и диски. В результате эффективность тормозов снижается приблизительно на 20–30%, что может быть фатальным при необходимости экстренного торможения.

Опять же, если объехать лужу не удалось, после проезда по ней необходимо просушить тормоза. Так, не набирая скорости, два-три раза легко и прерывисто нажмите на педаль тормоза — диски и тормозные колодки от таких манипуляций нагреваются, испаряют воду и быстро становятся сухими.

По листьям — на «цыпочках»

Опавшие листья — еще большая опасность, чем гололед. Попадая на осенний ковер, потерять контроль над машиной проще простого и вернуть его крайне сложно. Тому виной мокрая листва, влажный асфальт и скользкий слой грязи и масел между ними, из-за которых резко снижается сцепление с дорогой (ведь колеса не контактируют с ней непосредственно) и увеличивается тормозной путь.

Видя перед собой усыпанную листвой дорогу, даже если на улице нет дождя или тумана, двигайтесь без резких маневров (торможения, поворотов, разгона) и на пониженной передаче. Кроме того, в таких условиях держите руль обеими руками — как на участках с сильным боковым ветром.

При заносе — не выворачивайте руль

Наверняка в автошколе каждого учили, что во время заноса нужно выворачивать руль в сторону заноса. Однако такое правило действует только на льду, в условиях же грязи и мокрого асфальта, как только сцепление с дорожным покрытием вернется в норму (происходит это вдвое быстрее, чем на гололеде), автомобиль резко унесет в сторону еще больше.

Если машину несет, медленно отпускайте педаль газа и держите руль ровно или слегка покручивайте в обратном заносу направлении. Не применяйте экстренное торможение — это только усугубит ситуацию.

В густом тумане — включайте аварийки

Во время густого тумана видимость может ограничиваться 50–100 м, потому даже в городе необходимо включать противотуманные фары или ближний свет. Однако даже так нужно быть предельно осторожным — белый свет фар при плотном водяном паре «теряется» и становится заметным только с близкого расстояния, что увеличивает риск аварийных ситуаций (ведь затормозить быстро на мокрой дороге не получится).

При ограниченной видимости во время тумана, особенно утром или под вечер, включайте аварийки во время движения или остановки — оранжевый свет даже в таких условиях не рассеивается и будет пробиваться на большие расстояния.

Вход в поворот — на первой передаче

На закруглениях дороги (на плавном повороте, эстакаде, путепроводе и пр.) большинство водителей привыкли двигаться, не сбрасывая скорости. На сухой дороге, как летом, при средней скорости это безопасно, а вот на мокром асфальте чревато заносом на встречку, в отбойник, кювет и т. д., поскольку сцепление с дорогой слабое и машина попросту не удержится на своей траектории.

Перед маневром плавно снизьте скорость, переключитесь на пониженную передачу и уже на выходе из поворота плавно нажимайте на педаль газа с одновременным выравниванием руля.

Перед лужей — включайте дворники

Лужи, особенно большие, опасны не только своими сюрпризами (в них могут притаиться стекло, гвоздь, глубокая яма и пр.). Объезжать их стоит еще из-за риска временной потери видимости дороги — волна грязной воды из-под колес может захлестнуть и сильно запачкать лобовое стекло, что обернется мгновенной потерей контроля над дорожной обстановкой. В результате это может привести к столкновению с внезапно появившимся пешеходом, велосипедистом или попутной машиной.

Если перед вами большая лужа, которую нет возможности объехать, заранее включите дворники и плавно снизьте скорость до минимальной (лучше проезжать такие участки на скорости порядка 10–15 км/ч).

Если застряли — не газуйте

В грязи застрять на проселочной дороге или на обочине проще простого — размоченная земля будто болото засасывает машину. Первое, что приходит на ум, чтобы выбраться из плена, — вдавить педаль газа в пол. Но если так сделать, то, скорее всего, машина «зароется» еще больше, плюс такими действиями можно «поджечь» сцепление, из-за чего есть риск выехать из западни только на эвакуаторе.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, старайтесь не выезжать на обочины и избегать грунтовых дорог, особенно если машина не полноприводная. Если же неприятность произошла, постарайтесь постепенно раскачивать автомобиль вперед и назад до упора, слегка прижимая газ, но избегая прогазовывания. При этом каждый раз слегка меняйте траекторию движения машины, подкручивая руль влево или вправо. В случае, когда такие манипуляции не спасли, положите впритык перед передними колесами твердый или плотный предмет (кирпич, доску, в крайнем случае — автомобильные коврики) и по ним плавно трогайтесь вперед, опять же, только «поглаживая» педаль газа.

На первом километре — прогрейте шины

Скоро каждое утро будет начинаться заморозками. Из-за низкой температуры на дороге образуется скользкий слой, который в разы увеличивает тормозной путь и риски потери управления над автомобилем. К тому же покрышки авто, ночевавшего на улице или в холодном гараже, твердеют, потому их сцепление с дорогой ухудшается, что еще больше усугубляет ситуацию.

Позаботьтесь о смене резины: перейти на зимнюю можно, когда температура в дневное время дотягивает до +10…+12 градусов. Чтобы машина была послушной, а сцепление максимальным — на первом километре прогрейте покрышки. Так, сначала 500 м двигайтесь со скоростью 20–30 км/час, стараясь ехать не по прямой, а «змейкой» (на пустой дороге) или перестраиваясь из ряда в ряд. Затем следующие 500 м разгонитесь до 50 км/час и также двигайтесь зигзагом.

Наши эксперты: автолюбитель, стритрейсер Александр Дейнека; драйвер, автомеханик Александр Цемашко.

Читайте также:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here