Тотальный контроль приватных переписок в мессенджерах и опасность сдачи «цифровых профилей» россиян коллекторам
Накануне в России вступили в силу новые правила идентификации пользователей мессенджеров (приложений, позволяющих обмениваться текстовыми, голосовыми и видеосообщениями), полностью ликвидирующие приватность в интернет-общении граждан.Постановление Правительства, подписанное премьером Дмитрием Медведевым еще 6 ноября 2018 г., обязывает владельцев мессенджеров и сотовых операторов совместными усилиями устанавливать личность каждого из пользователей и вносить сведения о каждом в единый реестр. В сочетании с принятым ранее «пакетом Яровой» эта регулирующая мера уничтожает всякую приватность в виртуальном пространстве.
Согласно новым правилам, когда в любом мессенджере (Viber, Telegram, WhatsApp) начнет регистрироваться новый пользователь, команда приложения обязана отправлять сотовому оператору запрос с указанием мобильного номера и идентификатора учетной записи. Оператор в течение 20 минут должен проверить, действительно ли такой номер принадлежит человеку, который его указал. Если все прошло успешно, в базе данных сотовых операторов появляется запись о том, какими мессенджерами пользуется клиент. Индивидуальный цифровой код автоматически присваивает человеку и сам мессенджер. В том случае, если клиента не обнаружат в базе данных или сотовый оператор не сумеет ответить за 20 запланированных минут, клиенту будет отказано в оказании услуги.
Соответственно, если человек меняет оператора связи, мессенджер, опять же, обязан быть уведомлен об этом в течение суток. В таком случае нужно будет провести повторную идентификацию. В свою очередь, сотовые операторы обязаны добавлять полученные сведения в свои базы данных, т.е. фактически они будут хранить и обновлять данные о приложениях, которыми пользуются их клиенты. Большая четверка российских мобильных операторов («Билайн», «МегаФон», МТС и «Теле2») уже заявили, что готовы выполнять новые требования. В свою очередь, представители самых популярных мессенджеров (Facebook Messenger, WhatsApp, Instagram и Viber) проигнорировали запрос комментария по теме от РИА «Новости».
Ратующий за очередное ограничение свободы глава Роскомнадзора Александр Жаров подает его как необходимое усиление мер безопасности в сети, а также большое подспорье для раскрываемости преступлений.
«Возможность анонимной коммуникации в мессенджерах затрудняет деятельность правоохранительных органов при расследовании преступлений. Нынешнее постановление правительства – необходимый шаг к созданию безопасной коммуникационной среды как для граждан, так и для государства в целом», – комментирует ситуацию Жаров, подчеркивая, что за неисполнение новых правил для владельцев сервисов мгновенных сообщений будет предусмотрена административная ответственность.
Однако эксперты, специализирующиеся на интернет-безопасности, указывают и на обратную сторону медали. В частности – любая «левая» платформа интернет-общения методом обращения к операторам и перебора мобильных номеров теоретически может получить выборку по их базам данных с номерами телефонов, именами и фамилиями зарегистрированных абонентов. Кроме того, остается открытым вопрос с корпоративными средствами связи. Кто будет идентифицировать сотрудников, общающихся исключительно по корпоративным каналам? Как регулировать приватное общение бизнесменов?
Потенциальную опасность создает и тот факт, что большинство мессенджеров, которыми мы пользуемся, зарегистрированы вне России. Перечисленные выше западные Facebook Messenger, WhatsApp, Instagram и Viber, между прочим, до сих пор не включены в реестр организаторов распространения информации (ОРИ) Роскомнадзора, при этом персональные данные миллионов наиболее активных в интернет-общении россиян автоматически будут сливаться владельцам приложений за границу.
Как рассказывал «Царьграду» координатор Центра безопасного интернета Урван Парфентьев, говоря об обмене персональными данными пользователей между администрацией мессенджеров и сотовыми операторами, следует понимать, что эти самые данные могут представлять собой в том числе и коммерческую (банковскую, врачебную) тайну, а не только тайну, охраняемую законодательством о персональных данных.
Директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков указывает на тот факт, что большинство мессенджеров являются не отдельными программами или приложениями, а частью более крупных сервисов, например, виртуальных игр или соцсетей.
«Самый популярный мессенджер в России – WhatsApp – принадлежит компании Facebook. Компания Facebook на сегодняшний день не выполняет требования российского законодательства. Ну, как пример можно привести – в 2014 году вступил в силу закон, который обязывает иностранные компании переносить в Россию свои серверы. За невыполнение этого закона, например, уже был блокирован Linkedin. А Facebook обещает перенести в Россию свои серверы уже на протяжении четырех лет, каждый год они это обещают. Каждый год Роскомнадзор обещает провести проверку, но постоянно переносит по тем или иным причинам. Таким образом, Facebook и все его сервисы (WhatsApp, Instagram, Facebook, Facebook-мессенджер) не выполняют требования российского законодательства, и, соответственно, в таких обстоятельствах вряд ли можно ожидать, что они будут выполнять текущие требования. Кроме того, не стоит забывать и о таком популярном мессенджере как Telegram. Который заблокирован в России, но благополучно работает, так как использует различные расширения для того, чтобы оставаться доступным. Соответственно, Telegram тоже не будет выполнять это постановление», – отмечает Зыков.
Также эксперты указывают на лазейки, связанные с трансграничностью интернета. Популярными мессенджерами пользуются граждане разных государств, следовательно, можно ожидать появления на российских рынках сим-карт других государств и зарубежных операторов связи. Одновременно постановление Правительства ударит по репутации законопослушных мессенджеров, которые подчинятся новым правилам и начнут «сдавать» своих клиентов государству и правоохранителям. А все западные сервисы, которые наверняка проигнорируют распоряжение, получат еще большую популярность и распространение.
Так что если кому надо будет что-то скрыть от государства, он легко сможет это сделать. Более того, есть большие сомнения, что уничтожение анонимности в мессенджерах повысит уровень антитеррористической безопасности. Печальный опыт Керчи, Волгограда, Санкт-Петербурга, где в последние годы происходили теракты с большим количеством жертв, наглядно показывает, что никакая слежка за гражданами не может остановить злоумышленников, собравшихся осуществить свои намерения. По-настоящему от подобных преступлений спасает лишь качественная агентурная работа. Если ее нет или она провалена – реальных результатов от круглосуточного подглядывания за сообщениями всей страны не будет.
Все мы помним недавний подрыв здания ФСБ в Архангельске, осуществленный анархо-коммунистом Михаилом Жлобицким. Спустя несколько часов после взрыва стало известно, что молодой человек активно обсуждал свои планы со знакомыми по социальной сети «ВКонтакте». То есть молодые люди открыто обсуждали приготовление взрывчатки из подручных средств и сборку самодельных бомб в насквозь прозрачной для спецслужб соцсети, давно уже сдающей своих пользователей с потрохами по любому запросу правоохранителей – и злоумышленники все равно смогли реализовать задуманное.
На фоне тотальной прозрачности жизни граждан в интернете не удивляет и желание коллекторов (саморегулируемая организация «Национальная ассоциация коллекторских агентств») получить доступ к Единой системе идентификации и аутентификации россиян (читай – к создаваемым на каждого россиянина едином межведомственном электронном досье под названием «цифровой профиль» ), о котором «Известия» сообщили 6 мая с.г. В начале марта Госдума в первом чтении приняла законопроект, подразумевающий создание единой базы данных абонентов сотовых операторов для исполнения т.н. «антиотмывочного» законодательства. Пользоваться этой базой смогут Центробанк, операторы платежных систем, банки и некоторые другие финансовые организации (сама размытая формулировка вызывает вопросы!). Коллекторы же, не мудрствуя лукаво, ратуют за создание единой базы номеров неплательщиков, чтобы им было проще выбивать из россиян долги. Ранее «Катюша» рассказывала , на какие преступные мерзости готовы пойти эти вчерашние рэкетиры для получения гешефта. Пока ЦБ не удовлетворил просьбу НАПКА, а спикер ГД Володин даже вспомнил словосочетание «права граждан» . Но совершено понятно, что это ненадолго: коллекторы —суть продолжение банковского бизнеса на людях, а лихоимцы, в отличии от производителей, пользуются в современной РФ всеми мыслимыми и немыслимыми привилегиями. И тот же Володин вместе с группой лоббистов из ГД и СФ недавно подмахнул закон о «фейковых новостях», который по факту приравнивает банки к органам государственной власти, обеспечивая им защиту от критики. Так что передача цифровых профилей россиян вымогателям-коллекторам — это вопрос недалекого будущего (если, конечно, в стране не произойдет событий, которые заставят отправить на пенсию всех лоббистов электронно-банковского концлагеря)
Кстати, ранее, в рамках «антитеррористического» пакета Яровой еще с начала 2018 г. вступили в силу поправки в КоАП, обязывающие мессенджеры идентифицировать пользователей по абонентскому номеру. За нарушение закона предусмотрены штрафы до 1 млн. рублей для юридических лиц (т.е. для компаний-владельцев мессенджеров). При этом закон касается только мессенджеров, которые зарегистрированы в России как организаторы распространения информации (ОРИ). Как мы уже отмечали выше, самые популярные платформы общения россиян в данном списке не значатся, хотя официально запрещенный в РФ «Телеграм», напротив, там присутствует.
Все сервисы, зарегистрированные в ОРИ, обязаны хранить личные данные пользователей в течение полугода. Это текстовые и голосовые сообщения, а также информация о голосовых и видеозвонках, а также, при наличии технической возможности, записи голосовых вызовов. Согласно «закону Яровой», все данные необходимо предоставлять российским силовым структурам по запросу. То есть вступившее в силу накануне постановление Правительства просто закрепляет этот порядок, привязывает пользователя мессенджера к оператору сотовой связи, который обязан собирать его данные. Мобильные операторы и провайдеры со скрипом, но все-таки закупаются оборудованием, где будут храниться данные обо всех действиях пользователей за три месяца, записи разговоров и копии SMS-сообщений.
По сути, глобалисты-компрадоры в Правительстве, заручившись поддержкой силовиков, выстраивают в РФ систему контроля за мыслями и финансовым положением каждого гражданина. Реализация «закона Яровой» в его полной версии обойдется России в 4-5 трлн. руб. Сколько придется заплатить за идентификацию пользователей мессенджеров, пока неизвестно, но очевидно, что эти средства можно было бы вложить в социалку и реальный сектор – с куда большей, практической пользой для страны и народа.
Увы, цифровизаторы всея Руси сегодня предпочитают действовать в личных интересах, а также в интересах покровителей своих зарубежных активов. Потому они усиливают жесткое управление холопами законами о запрете распространения «недостоверной» информации и оскорблении органов власти . На очереди другие «подарочки» для инакомыслящих, призванные закрыть рот консервативному большинству, имеющему наглость противиться поголовной «подчищающей» вакцинации, секспросвету в школах и т.д. А технические устройства, приносящие нам, на первый взгляд, удобство и комфорт, практически полностью превратились в их инструменты слежки, учета и контроля.
РИА Катюша