Share
Tweet
Share
Share
Email
Comments

«Братушки», кайзер и Гитлер. Почему болгары забыли слово «спасибо»?

Почему болгары забыли слово «спасибо»?

Так называемый русский памятник в Софии видно издалека: он находится на перекрёстке бульваров имени генералов Российской армии Михаила Скобелева и Эдуарда Тотлебена.

У подножия всегда лежат цветы, на камне выбиты слова: «В царствование Александра II волей и любовью его освобождена Болгария». «Мы души не чаем в русских, – заверяет меня экономист Христо Василев. – Поверьте, ещё моя бабушка мне завещала – следует уважать друзей, избавивших нас от турецкой оккупации, стоившей жизни сотням тысяч болгар». Даже среди прозападно настроенных жителей Софии я встречал гостеприимство (пару раз мне не дали заплатить за себя в ресторане) и весьма благожелательное отношение к русской культуре. Многие люди обижались: «Почему вы считаете, что вас обожают только сербы? Мы всегда помним – вы наши христианские «братушки». В 1877–1878 гг. в битвах с турками за свободу Болгарии погибли 22 тыс. русских солдат, 58 тыс. были ранены. Однако уже в 1887 г. на болгарский трон сел немецкий князь Фердинанд Саксен-Кобург-Готский. В Первой мировой войне страна воевала на стороне кайзеров­ской Германии (а значит, против России), во Второй мировой также примкнула к немцам, оказавшись в числе союзников Адольфа Гитлера. В 2014 г. болгарское руководство вновь выступило как противник РФ, фактически зарубив по указке ЕС проект строительства газопровода «Южный поток». Обозреватель «АиФ» задумался: почему в Болгарии при такой любви простого народа к русским у власти часто находится конкретно антироссий­ское правительство?

«Россия обиженно молчит»

– По самым скромным оценкам, 60% болгар сейчас поддер­живают Россию в противостоянии с США, – считает вице-президент Общества сирийцев Болгарии Дахер Ламмот. – И их число растёт. Я живу тут с детства, наблюдаю ситуацию своими глазами. К сожалению, такова обстановка с начала ­90-х гг. – Америка развивает пропаганду, тратит здесь деньги на популяризацию своего мнения, а Россия обиженно молчит. Я понимаю, русским неприятно, что за их помощь и солдатские жертвы болгары отплатили неблагодарностью. Однако американцы времени зря не теряют. Например, уже раздаются голоса: давайте 500-летнее турецкое владычество в Болгарии – жесточайшую и полную крови тиранию – называть в школьных учебниках присутствием, иначе ведь соседям-туркам неприятно. Регулярно в Софии какие-то личности обливают краской памятник советским солдатам, по слухам, им за это платит посольство США. Россия просто бездействует, вот в чём проблема.

Убитых американцами забыли

Тут и в самом деле трудно поспорить. В квартале Хаджи Димитра расположен мавзолей Александра Баттенберга – племянника российской императрицы, ставшего (в 1879 г.) по рекомендации России новым правителем получившей независимость Болгарии. Однако 22-летний молодой человек оказался неопытным и глупым лидером. Он довольно быстро наломал дров, перессорившись с мест­ными политиками и офицерами, а заодно испортив отношения и с Санкт-Петербургом: уже через семь лет Александра свергли в ходе переворота. После этого Россия устранилась от участия в политике Болгарии, парламент страны посадил на трон немецкого князя, и, как результат, мы потеряли болгар на следующие 57 лет. Сейчас история движется в похожем ключе. «Молодым людям и в школе, и в институте талдычат – вот наша страна была отброшена в своём развитии на столетие назад по причине прихода в 1944-м русских, насадивших в государстве коммунизм, – говорит учитель истории Цветана Петкова. – Зато практически нигде не упоминаются неоднократные безжалостные бомбардировки Софии англо-американской авиацией – с 1943 г. в нашем городе было убито 4200 мирных жителей и более 4700 тяжело ранено. Настоящая резня невинного населения, поскольку от авианалётов союзников погибли лишь 22 (!) болгарских военнослужащих. Делается всё, чтобы мы про эту бойню забыли, и беззастенчиво преувеличивается количество жертв социализма». Собственно, такое теперь даже неудивительно – подобная ложь весьма популярна и во всей остальной Европе. Но тут возникает другой вопрос. Если болгары, по их словам, так любят русских, почему же они голосуют за антироссийски настроенных политиков?

– Это действительно интересно, – соглашается со мной журналист левого издания «Баррикада» Кадринка Кадринова. – Знаете, я спрашиваю людей вокруг меня – таксистов, торговцев на рынке, строителей: вы этих политиков выбирали? Оказывается, что нет. Они не ходят голосовать, как и почти половина избирателей Болгарии, – им некогда: нормальной работы нет, денег нет, а нужно обеспечивать свои семьи. Во многом же мнение народа попросту игнорируется. Вступление в НАТО поддерживали лишь 20% болгар, но правительство не стало проводить референдум – опасалось провала, поэтому членство в НАТО провели через парламент. То же самое и с Евросоюзом: нас туда затащили без спроса, не дав людям решить. И с тех пор мы забыли, что такое вкусные болгарские фрукты и овощи, едим голландские пластиковые помидоры. Я прекрасно отношусь к России, как и почти все мои знакомые. Однако мы не можем изменить ситуацию в стране, подчиняющейся Евросоюзу.

Мусор у русских памятников

На следующий день я беседую с группой болгарских студентов, и меня горячо уверяют – все уважают Россию, неплохо к ней относятся. «Хорошо, – отвечаю я. – А почему бы вам тогда не пойти и не убрать мусор у памятника советским воинам в Софии? Там валяются пустые бутылки, обёртки от мороженого, пластиковые стаканы. Это и есть уважение?» Молодые люди смущаются: «Извините, такое дело, коммунизм, идеология, чуждое болгарам влияние… Мы, естественно, не одобряем осквернение памятника, но подобные вещи можно понять – при Сталине тут расстреляли сотни людей». «Гениально, – усмехаюсь я. – Но ведь это памятник не Сталину, а простым солдатам, обычным советским мужикам, положившим конец вашему сою­зу с нацистской Германией. Помяните моё слово – если так поступать, то ваше следующее поколение начнёт разрушать монументы, воздвигнутые как благодарность русским за освобождение Болгарии. Ибо им объяснят теми же словами – это была иностранная оккупация, солдаты-варвары пришли из далёкой заснеженной страны и выкинули привычных соседей-турок, и говорить им «спасибо» не за что». Студенты молчат. Им нечего мне ответить.

Вечером я приезжаю убирать мусор у памятника советским ­солдатам-освободителям, видимо, кроме меня, в целой стране этого сделать некому. С одной стороны, сожалеющие о бездейст­вии РФ правы: Россия и верно предпочитает махнуть рукой, забыв о влиянии в славянской стране, где до сих пор обожают русскую литературу и советские фильмы. А с другой – пожалуй, нам следует задуматься на будущее: стоит ли спасать и освобождать тех, чьи политики потом плюют России в спину и клянутся в своей верности её врагам? Поэтому я и сказал ­болгарским студентам: «Останься ваша земля под властью султанской Турции, мы бы этого даже не заметили. Но была бы в мире сейчас такая нация, как болгары?»

 

Источник