Верховный суд Венесуэлы начал уголовный процесс против самопровозглашенного президента Хуана Гуаидо. Политика, которого ранее лишили депутатской неприкосновенности, обвиняют в «предательстве родины». Сам Гуаидо не придает большого значения процессам против себя. Один раз он уже нарушил судебный запрет покидать страну, а потом спокойно вернулся, несмотря на угрозу ареста.
Есть версия, что именно на арест он и надеется: США не раз намекали, что они этого не допустят любыми способами. В условиях спада протестных настроений, помощь извне — главная надежда венесуэльской оппозиции.
Об уголовном процессе против Хуана Гуаидо заявил глава Конституционной ассамблеи и правая рука президента Николаса Мадуро Диосдадо Кабельо. «Он должен ответить за все, что сделал, и за предательство родины», — пригрозил Кабельо.
Между тем с каждым днем становится яснее, что надежда оппозиции на быструю смену режима не оправдалась. Поначалу многотысячные протесты становятся все более малочисленными. Венесуэльцы ждут от команды Гуаидо решительных действий, а оппозиция надеется на помощь заграничных союзников. Но Вашингтон уже не так легко, как раньше, решается на «гуманитарные» интервенции. На Мадуро США предпочитают давить жесткими санкциями, но процесс этот может занять ни один месяц.
На вопросы о происходящем в Венесуэле ответил профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец.
— Гуаидо уже не первый раз пытаются отдать под суд. Чем этот уголовный процесс отличается от предыдущих?
— На законных основаниях арестовать Гуаидо можно только с санкции Национальной ассамблеи (венесуэльский парламент, возглавляемый Гуаидо ), которая этой санкции, естественно, не даст. Лишение его иммунитета со стороны Конституционной ассамблеи (параллельный парламенту орган, подконтрольный Мадуро) с точки зрения права обладает ничтожной силой. Она такими правами не обладает. Поэтому, думаю, власти пока и не решаются на арест, они не могут не понимать последствия такого грубого нарушения права.
— Разве у властей недостаточно оснований для ареста?
Нарушил ли Гуаидо венесуэльские законы — это другой вопрос. Скорее всего, нарушил, если он действительно раскрыл не все источники своих доходов. Но я не уверен, что это является основанием для уголовного преследования. А запрет на выезд из страны, который ранее нарушил Гуаидо, сам по себе был незаконным. Такие ограничения могут накладываться только после снятия депутатского иммунитета, он на тот момент еще действовал. Поэтому я не вижу перспектив развития этого уголовного дела, если строго следовать букве закона. Но фактически, допускаю, что власти на это пойдут.
— В Вашингтоне не раз говорили, что задержание Гуаидо они не допустят. Может, лидер венесуэльской оппозиции надеется на арест и последующую интервенцию?
— Сложно сказать, что планируют США. Красные линии они уже много раз устанавливали. Отступать им особо не куда. Они сделали ставку на блицкриг, которая не оправдалась. Теперь им нужно найти новый выход из ситуации.
— Военный?
— Не думаю, что США сейчас серьезно размышляют об интервенции. Она им не очень нужна, экономически власти Венесуэлы они уже достаточно эффективно душат. А интервенция чревата целым рядом последствий, которые могут быть тяжелыми не только для Венесуэлы, но и для региона в целом, и для самих США. Так что Вашингтон этот вариант рассматривает, но вряд ли как первый вариант. Тем более, что венесуэльская армия продолжает поддерживать Мадуро, а идти на интервенцию с негарантированным успехом — это не в духе Трампа.
— Создается впечатление, что венесуэльские протесты угасают. Что дальше планирует делать оппозиция?
— Гуаидо и его сторонники заявили, что 6-7 апреля должны что-то серьезное предпринять. Посмотрим, что это будет.