В пятницу, 22 марта, отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 22 марта
Великий пост
12-й день
Главный многодневный пост. Установлен в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Длительность Великого поста – 48 дней.
Великий пост считается самым строгим из всех существующих в православном календаре. Чтобы его правильно держать, следует не только наложить ограничения на еду, но и отказаться от веселья и утех. Его держат в честь того, что Иисус постился в пустыне сорок дней, в память о жизни Христа, его распятии и воскрешении.
Мало кто задумывался, но на самом деле Великий пост состоит не из 40 дней, а поститься принято 48. В 2019 году он начинается 11 марта и продолжится до 27 апреля.
Дни Великого поста имеют свое название и значение:
1. Четыредесятница – так называются все первые 40 дней.
2. Лазарева суббота – так называется суббота, которая наступает перед Вербным воскресеньем.
3. Вход Господень в Иерусалим – это день, который наступает за неделю до Пасхи и называется еще Вербное воскресенье.
4. Страстная неделя – последние шесть дней поста, которые проходят всегда перед Пасхой.
Многие люди, которые только в первый раз собираются поститься, считают, что Великий пост – это своего рода православная диета, но на самом деле он считается главной целю очищения души.
Сороки
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Празднование памяти 40 святых, которые приняли мученическую смерть за веру в Иисуса Христа в Севастии (город в Турции) в 320 году при императоре Лицинии.
Святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся. В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас:
«Претерпевший до конца, тот спасен будет».
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали:
«Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа:
«Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой.
Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился:
«Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
В церковном календаре 22 марта – день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. В народе этот день носил несколько названий – «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки».
Сорок Севастийских мучеников были воинами-христианами, которые были убиты язычниками. Все были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. Те отказались, за что были приговорены к пыткам. По окончании истязаний мучеников раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере всю ночь. Утром один из воинов не выдержал — и побежал к теплой бане. Его место занял римлянин Аглаий, которого поразила стойкость духа верующих. Увидев это, военачальник приказал перебить колени и казнить приговоренных.
Православные праздники 22 марта 2019 года
Продолжается Седмица 2-я Великого поста, постный день.
Установлены такие памятные даты:
- День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия;
- День памяти мученика Урпасиана Никомидийского;
- День памяти святого Кесария Назианзина, брата святителя Григория Богослова;
- День памяти праведного Тарасия Ликаонийского;
- День памяти священномучеников Михаила Маслова, Алексия Смирнова, Димитрия Гливенко, Сергия Лебедева, Сергия Цветкова, пресвитеров и Николая Горюнова, диакона, преподобномученика Иоасафа (Шахова), иеромонаха и преподобномучениц Наталии Ульяновой, послушницы и Александры (Самойловой), инокини;
- «Слово плоть бысть» Албазинской – иконы Божией Матери.
Народный праздник «Сороки»
В народе этот день называли «Сороки». К этому празднику наши предки выпекали печенье в виде птичек, как правило, 40 штук — по числу погибших мучеников. Угощение раздавали ребятишкам, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детки забирались на крыши и привязывали «жаворонков» к шестам. Таким образом малыши зазывали птиц, чтобы те прилетали весну зазывали. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.
Традиции дня
Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.
Молодежь в этот день проводила свои забавы и игры. Парни и девушки собирались на гулянье. Сначала молодицы исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали 40 веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.
источник