Каждому, кто более или менее знаком с оперативной обстановкой в арктических морях, известно, что субмарины НАТО постоянно караулят российские подводные лодки у выходов из военно-морских баз на Кольском полуострове. Так было и в советские времена, и в эпоху перестройки, и даже в годы братания с бывшими потенциальными противниками. Продолжается эта практика и по сей день, причем с удвоенным усердием.
Как правило, на самых ближних рубежах караул несут «тихие», то есть малошумные норвежские дизель-электрические субмарины, которых время от времени подкрепляют еще более «тихими» немецкими неатомными подлодками. В случае обнаружения цели они сопровождают ее в Баренцевом море, а потом по эстафете «передают» американским или британским атомоходам.
Вот почему каждый выход российских подлодок на боевую службу в океан требует реализации целого ряда мероприятий. Одним из важнейших элементов успешного преодоления натовского противолодочного барража является своевременное обнаружение субмарин альянса на дальних и ближних рубежах. Эту функцию на Северном флоте выполняют противолодочная авиация и малые противолодочные корабли, а также стационарные комплексы освещения подводной обстановки. На долю последних выпадает особо важная роль: они предупреждают командование флота о подходе к российским берегам зарубежных подлодок. Эти комплексы представляет собой сети гидрофонов на морском дне. Они передают по кабелю на берег получаемую информацию на расстояние в десятки или даже сотни километров.
И вот, по сообщению интернет-ресурса FlotProm, оказалось, что имеющийся в распоряжении Северного флота комплекс МГК-608М не действует с 2016 года. Магистральный кабель порвали донными тралами рыбаки. А может, и не рыбаки. В военно-морских флотах НАТО есть специально обученные люди, а также средства, ориентированные на выполнение подобных операций. Для восстановления работы комплекса требуется 100 км волоконно-оптического кабеля и 20 волоконно-оптических муфт. И естественно, нужны деньги, которые теперь, увы, не выделятся…
Сегодня зарубежные субмарины, действующие у российских берегов, чувствуют себя там как рыба в воде. Конечно, приводимые часто в наших СМИ слова командующего ВМС США в Европе и Африке адмирала Джеймса Фогго о том, что «Североатлантическому альянсу известно точное местонахождение российских субмарин в любой момент, а потому их атака будет отражена», являются сильным преувеличением. Но тем не менее из-за неработающего МГК-608М «дыры» в противолодочной обороне, несомненно, есть.
Конечно, можно построить суперсубмарины с самоходными подводными аппаратами «Посейдон», оснащенными ядерными зарядами невиданной силы, или корабли, вооруженные гиперзвуковыми ракетами «Циркон», которые нельзя перехватить в полете. Но если не будет выполнена задача их боевой устойчивости, которую в том числе обеспечивают стационарные комплексы освещения подводной обстановки, то их перестреляют еще на выходе из баз, как вальдшнепов во время тяги весенними сумерками.