Показательный пример того, как американцы поматросили Польшу и бросили.
Чем дальше, тем больше эта история напоминает старый бородатый анекдот. Сначала поляки больше всего на свете хотели в Евросоюз и НАТО. Потом амбиции возросли и Варшаву потянуло во владычицы морские. Надо отметить, не без чисто финансовых оснований.
Если отранжировать в столбик страны ЕС по размеру ВВП, легко увидеть сразу бросающийся рубеж, фактический определяющий все сущее в Европе. Из 17,2 трлн долларов общей европейской экономики 3,67 трлн приходится на Германию, 2,58 трлн – на Францию и 1,93 трлн – на Италию. Формально сюда еще можно отнести Британию с ее 2,62 трлн долл, но в связи с Brexit Лондон можно уже не считать.
Также стоит сделать поправку, так сказать, на размер страны, наглядно проявляющийся в параметре ВВП на душу населения. При среднеевропейском показателе в 40 тыс. долларов на человека к успешным и большим немцам (44 тыс. долл на человека) заслуженно присоединяются норвежцы (73,7 тыс.), шведы (52,8 тыс.), голландцы (48,0 тыс.), австрийцы (47,5 тыс.) и прочие бельгийцы (42,4 тыс. долл).
Дальше – сразу однозначный провал. С большим отрывом от группы лидеров следует Польша (0,524 трлн ВВП всего и 13,8 тыс. долл на душу). Среди относительно развитых стран Евросоюза она очевидный лимитроф, но очень специфический. С одной стороны, она реально бедная, уровень ее подушевого ВВП в 1,32 раза уступает чешскому, в 1,23 раза — литовскому и в 1,48 раза — эстонскому.
Но благодаря размеру территории и общей численности населения Республика Польша внешне создает впечатление «первого парня на деревне», потому что по номинальному ВВП она в разы превосходит прочих, даже от нее самой сильно отставших лимитрофов. Литву — на порядок, Эстонию — в 20 раз, Чехию — вдвое, а всякие там Македонии — вообще в 40. По абсолютной цифре полякам вдвое уступают даже греки, считающиеся совершенно точно «нормальными европейцами».
Эта двойственность как раз и служит богатой питательной средой современных польских геополитических амбиций. Являясь, по сути, страной очень местечковой, Польша и правящую элиту генерирует под стать себе. Она хочет много денег «как у немцев», но не работой и научно-техническим развитием, а чтобы их ей кто-то принес готовыми. Желательно даром.
Тогда как более мелким соседям Варшава просто не может удержаться от внутренней потребности пускать пыль в глаза и по малейшему поводу подчеркивать собственную важность. Например, в качестве безоговорочного предводителя мелкопоместного земства в святом деле похода в Брюссель «за справедливостью», под которой все они дружно подразумевают расширение объема центральноевропейских финансовых дотаций.
Но тут случилось страшное. Времена переменились. Сегодня Европа уже далеко не та, какой она была в 90-ые годы прошлого века. Да и за два десятка лет кормить ленивых нахлебников ей откровенно надоело. Все, что центр мог для себя забрать ценного, он с периферии уже забрал, остальное – надежно разрушил, так что платить дотации стало не за что, а раздавать деньги даром отродясь не позволяла их традиционная жаба.
Плюс к тому Берлин с Парижем явно начали строить свою «Европу двух скоростей», в конструкции которой полякам отведено место только на веслах, наравне со всеми прочими, кого Варшава сейчас, местами не без успеха для себя, пытается возглавлять.
Довольно неплохо осознавая надвигающиеся перспективы, польская правящая элита решила сделать ставку на другого хозяина – на США. Ведь все логично. Вашингтону, особенно после британского фиаско с Brexit, в явно не в американскую пользу меняющейся Европе нужен новый «свой человек». Формально желающие на роль проводника геополитической линии Вашингтона там строятся в очередь, но все они слишком мелкие. Ну, какой там партнер может выйти из румын или хорватов? Даже Литва с Латвией в этой роли смотрятся предельно бледно.
Другое дело – поляки. Достаточно крупные, удобно расположенные, согласные «дружить домами» и даже готовые за это платить. Целых два миллиарда в счет расходов по организации на территории страны постоянной полноформатной американской военной базы размером с немецкую «Раммштайн» или британскую «Холли-Лох». Даже название придумали такое, чувство собственного величия американского лидера тешащее – «Форт Трамп».
Сначала речь шла о ее размещении ближе к восточной границе Польши, но в процессе обсуждения Пентагон идею передовой диспозиции не одобрил, рекомендуя найти место от потенциального фронта подальше. Варшава не растерялась и немедленно заявила, что в этом случае «Форт Трамп» будет не казармой тыловых крыс, а инструментом угрозы российскому военному анклаву в Калининграде.
Но, как говорится, есть мечты, а есть реальная жизнь, и это далеко не одно и то же. После года активных переговоров на всех и всяческих уровнях для определения финального итога в Польшу приехалзаместитель министра обороны США Джон Руд. И выдал, чего поляки точно не ожидали — «Кина не будет» (с). В том смысле, что Вашингтон не намерен создавать на польской территории никакой постоянной базы вообще.
Ни на восточной границе, ни на западной. Нигде. И развертывания в Польше бронетанковой дивизии США не будет тоже. Хотя в дополнении к уже размещенной механизированной бригаде и отдельному легкому пехотному батальону пару других мелких подразделений подкинуть возможно. Однако в любом случае нынешнюю численность размещенного на объектах в Польше американского контингента в примерно 4,5 тыс. человек это увеличит несильно.
Причин три. Во-первых, идея конечно хорошая, и даже Трамп как-бы не против, но палки в колеса ставит Конгресс, блокирующий любые инициативы президента. Во-вторых, заявленные 1,5-2 млрд долларов из польского кармана однозначно мало. Только создание инфраструктуры объекта требует на полтора порядка больше. Польша, судя по всему, столько дать не может. К тому же остается открытым вопрос – кто будет платить потом за текущее содержание людей и материальной части?
В-третьих, глава Белого дома, конечно, подписал крупнейший за всю историю Америки военный бюджет на 2019 год, но деньги в нем предназначены исключительно американским оружейным корпорациям, тогда как прочие статьи наоборот урезаются. В частности, расходы на восточный фланг НАТО снижены на 10%, из-за чего военная помощь Украине сокращена до 250 млн, а Польше — до 323 млн долларов.
Да и, не для протокола, будем реально смотреть на вещи. Калининградская группировка русских в состоянии порвать на лоскуты даже в три раза большую угрозу, чем одна бронетанковая дивизия США. А больше у Америки танковых дивизий нет.
Иными словами, представитель Пентагона только что полностью похоронил стратегическую польскую мечту надежно укрыться за широкой кормой американских «Абрамсов», да еще и заработать «копеечку малую» на их нахождении в Польше.
Все, что дядя Сэм им может предложить, это несколько новых тыловых складов снабжения «передового рубежа развертывания». Причем платить за банкет, в том числе, и потом за содержание, должны сами поляки. Если Варшава на это, безусловно, весьма «привлекательное» предложение согласится, то вопрос немедленно перейдет в ведение Госдепа и где-то через 6-8 месяцев решение будет принято. Вероятнее всего, положительное.
Таким образом, по мнению Руда, мяч находится на польской половине поля. Но рады ли этому сами поляки – очень большой вопрос. Пока внятная реакция официальных лиц отсутствует, что не удивительно, учитывая глубину их шока от такой неожиданности. На горячем желании американцев как можно быстрее задружиться с польской паненкой строится вся нынешняя геополитическая стратегия их государства. А оно оказалось не таким уж горячим.
Да что там говорить, они паненкой, такое впечатление, не заинтересовались вовсе, хотя, чисто утилитарно попользоваться ею не возражают. Но не более того. И вот как с этим жить дальше Варшаве – пока непонятно совсем.
Специально для ИА REX