Когда наше старшее поколение приветствовало Перестройку, а затем и распад СССР, оно ожидало от новой власти совершенно новый уровень достатка. Люди верили, что рыночная экономика покончит с очередями, дефицитом, бедностью ассортимента и прочими деформациями позднесоветской экономики. А уничтожение однопартийной системы даст невиданную прежде свободу. Однако они жестоко просчитались.

Спустя три десятка лет к нам вернулись прежние проблемы, пусть и в несколько ином виде. И ещё тридцать три несчастья в нагрузку к ним.

Дефицит

Казалось бы, рынок должен был давно покончить с дефицитом. Но сейчас многие товары снова приходится доставать. На поверку оказывается, что многие действительно качественные продукты питания в сетевых магазинах стоят слишком дорого и их надо добывать где-нибудь в провинции.

Если же пытаться купить товары советского качества, то некоторых на рынке просто нет. Ярчайший пример — хлеб. Ни один хлебозавод, ни одна коммерческая пекарня не печет сегодня хлеб советского качества, потому что это стало невыгодно. Качественный сыр и шоколад, конфеты, изготовленные без применения пальмового масла, фактически стали элитным товаром, то есть для простого потребителя тоже дефицит — видит око да зуб неймет.

Адское разнообразие

Приходя в магазин, покупатели зачастую оказываются в положении буриданова осла. На полках множество слабо отличающихся друг от друга товаров, выбирать между которыми — адский труд. Американский маркетолог Джек Траут назвал такую ситуацию тиранией выбора.

Это адское разнообразие маскирует дефицит качественных товаров. Покупателю кажется, что среди огромного ассортименты, что представлен на полке, он обязательно найдет нужный ему товар. Но это не всегда так. Часто все товары на полке примерно одного, низкого качества, а разница в цене обусловлена лишь брендом. Производители, которые тратят большие средства на рекламу и раскручивают свой бренд — включают в цену и свои затраты на рекламу и «премию за бренд». Товары, которые не рекламируются, стоят дешевле. А качество примерно одно. Порой они даже производятся на одном и том же китайском заводе, только по разным контрактам.

Товары в нагрузку

В советское время покупая определённый дефицитный товар, ты должен был приобрести «в нагрузку» к нему что-нибудь обыденное и зачастую ненужное. Такая практика тоже вернулась — магазины одаривают покупателей дорогих товаров различными подарками, которые либо включены в стоимость главной покупки, либо за них надо «совсем чуть-чуть доплатить». И покупатель, ведясь на это «чуть-чуть», доплачивает.

Очереди

В определенные часы в сетевых магазинах на кассах собираются очереди, которые уже вполне можно сравнивать с советскими (которые, к слову, тоже были далеко не всегда и не везде).

Кроме того в наше время появился новый тип очередей — автомобильные пробки, в которых порой приходится стоять по часу и больше. Да, сидя в авто. Да, со смартфоном в руках. Но когда опаздываешь — это все равно нервы. Все равно очередь.

Хамство

Вопреки ожиданиям в стране победившего капитализма потребитель тоже сталкивается с хамством и безразличием работников торговли и сферы услуг. Только причины уже другие: продавцы, курьеры, официанты и иже с ними — социально незащищённая, низкооплачиваемая часть работников. И убожество своего положения они порой вымещают на потребителе.

Но даже если в торговле действительно стало меньше хамства, то на дорогах, среди автовладельцев, его стало хоть отбавляй. И в отношении к пешеходам, которых можно не стесняясь окатить грязью из-под колес, и в отношении других водителей, которых можно подрезать или обругать через окно за то, что медленно едет и не уступает дорогу. Дело доходит даже до рукоприкладства, чего в советское время практически не было.

Про чиновников лучше и не вспоминать лишний раз — хамство с их стороны достигает невероятного уровня и адресуется не отдельному человеку, а сразу всему народу.

К этому можно еще многое добавить — и про навязчивую рекламу, заставляющую людей тратить деньги на ненужные товары, и про низкие зарплаты, которые практически аннулируют рыночное разнообразие и сужают выбор до узкой группы некачественных товаров. И про кредитное рабство. И про массу других проблем.

Но, думаю, сказанного выше и так достаточно, чтобы сделать вывод.

Вывод

За прошедшие 30 лет мечта позднесоветского обывателя о сытой и яркой жизни при капитализме в целом так и не сбылась. Было светлое окошко в нулевые годы, но оно быстро закрылось.

Для некоторых, конечно, все сбылось, но это меньшая часть населения, примерно десятая. Если же говорить про широкие народные массы обывателей — их мечты оказались разбиты.

Более того — новые порядки принесли новые проблемы, к которым позднесоветского обывателя жизнь совсем не готовила. Как говорится в одном анекдоте, «всё, о чём врала советская пропаганда о капитализме, оказалось правдой».

И те беды, от которых наше старшее поколение надеялось уйти после крушения СССР, если и исчезли, то ненадолго.

Хотели избавиться от советской пропаганды — получили новую кремлевскую пропаганду.

Хотели политических прав и свобод — получили несменяемого президента, монополию Единой России в парламенте, по существу — узурпацию власти.

Хотели свободу слова — получили закон о штрафах за оскорбление представителей власти.

Хотели капитализм — получили его в самой уродливой и антинародной олигархическо-сырьевой форме, а совсем не как в Германии и Франции, на что надеялись противники советской власти конца 80-х и начала 90-х.

Хотели по-простому сменить социализм на капитализм, чтобы все появилось само собой, по щучьему веленью, чтобы все дала невидимая рука рынка — но не вышло! И не могло выйти. Потому что так не может быть.

Мы наказаны за собственную наивность и желание халявы.

 Источник