Зима 2019 года выдалась бурной и насыщенной международными событиями. Уже несколько недель с телеэкранов и страниц Интернет-изданий не уходит тема восстаний в Венесуэле. Не менее значимые события происходят в Судане, где президент Омар аль-Башир оказался бессилен перед беспорядками, охватившими страну: ведённый им режим ЧП не помогает и возникает угроза того, что могут потребовать перемен уже элиты. Неспокойно становится и в Алжире.
В Саудовской Аравии и на Кубе, власти, не дожидаясь улицы, сами возглавили демократические преобразования.
На украинском направлении – интенсивные обстрелы Донбасса с человеческими жертвами и громогласные планы Киева отправить в Керченский пролив новую эскадру.
В Сирии, о которой практически перестали вспоминать центральные СМИ, Вооружённые Силы РФ находятся уже почти четыре года. Былые рассуждения о том, что эта страна «не станет для нас вторым Афганистаном» больше не упоминаются. Видимо, потому что они выглядят ныне невеселой иронией.
Продолжают вводиться американские санкции. Если первые из них носили символический характер, то DASKA (Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2019), намеченная на текущий год, уже является самой настоящей удавкой для российской экономики.
На фоне геополитического тупика множится недовольство и разочарование собственного населения. За пять лет люди устали от атмосферы жизни в военном лагере и во многом готовы на почётный мир. Пока лишь на почётный, не безоговорочный – но движение идёт в очевидном направлении. Социологи сухо регистрируют падение рейтингов власти. А реальностью становится раздражение неумеренным милитаризмом: гнев соцсетей и общественных активистов на выставку «Сирийский перелом» очень показателен.
Даже по федеральным телеканалам чаще идут характерные дискуссии с упоминанием того простого факта, что инвесторы склонны вкладывать не в Россию, а в Индонезию, которая не находится под таким международным давлением.
Очевидно, что в действующих социально-экономических условиях Россия не может позволить себе никакую «глобальную шахматную игру» с Соединёнными Штатами. На это не решается даже гораздо более могучий Китай.
Выбраться из капкана с минимальными потерями будет нелегко. И, учитывая обстоятельства и тенденции, уже через пару лет мы можем получить самый настоящий глобальный ультиматум с предельно жёсткими и конкретными условиями.
Александр Збитнев