За ссорой премьеров Польши и Израиля скрываются «скелеты» в польском шкафу

За ссорой премьеров Польши и Израиля скрываются «скелеты» в польском шкафу

Не так часто бывает, чтобы прошлое настолько могло взволновать политиков, принадлежащих к одному лагерю, чтобы стать камнем преткновения в реальной политике. Однако такое все же случается. Именно по причине острых исторических разногласий поссорились премьер-министры Польши и Израиля. В результате запланированный на 19 февраля в Иерусалиме саммит «Вышеградской четверки», или V4 (объединение в составе Польши, Венгрии, Чехии и Словакии), был сорван, поскольку глава польского Кабинета министров Матеуш Моравецкий отказался лететь в Израиль.

Однако все по порядку. Буквально на днях 13-14 февраля премьер Израиля Беньямин Нетаньяху участвовал в Варшаве в министерской встрече по Ближнему Востоку. Пресса стала было писать о небывалом сближении двух стран, как весь пафос неожиданно ушел в песок. Дело в том, что журналисты, напомнив о ранее предпринятой в Польше попытке принять закон, вводящий уголовную ответственность за обвинения польского народа в участии в холокосте, попросили Б. Нетаньяху прокомментировать тот факт, что в польские суды все еще подаются гражданские иски к тем, кто такие обвинения выдвигает.

О том, что ответил израильский премьер, уже после его возвращения на родину сообщила газета The Jerusalem Post. Ответ звучал так: «Поляки сотрудничали с нацистами, и я не знаю никого, кто когда-либо был судим за такие заявления». Заметим, что именно из-за протестов Израиля и США эти нормы закона были отменены.

Польский МИД срочно вызвал посла Израиля Анну Азари, потребовав от нее разъяснить официальную позицию её страны. Дипломат, поскольку сама присутствовала на брифинге Нетаньяху, с большой точностью воспроизвела слова премьера. Она обратила внимание польских дипломатов на то, что никто ничего не обобщал: упоминания польского народа в речи Нетаньяху не было, и тот лишь сказал, что ни один человек не предстал перед судом за упоминание о тех поляках, которые сотрудничали с нацистами.

Варшаву такой ответ не удовлетворил, и это – скажем от себя – вполне понятно, так как польская историческая политика преследует цель совершенно стереть из общественной памяти участие поляков в актах насилия над представителями других народов, проживавших в Польше на момент гитлеровской оккупации. Правящие круги в Польше пытаются опровергнуть очевидное, но если этот номер проходит с другими странами, то Израиль твердо стоит на утверждении: поляки прямо участвовали в реализации немецкими нацистами человеконенавистнического плана «окончательного решения еврейского вопроса».

Премьер М. Моравецкий принял решение отказаться от поездки в Иерусалим на саммит V4. Эти действия представитель канцелярии правительства Польши Михал Дворчик объяснил следующим образом: «В последние дни в медийном пространстве появилось несколько ложных обвинений [в адрес] польского государства. Некоторые из них позднее были опровергнуты, за некоторые последовали извинения. Однако премьер Матеуш Моравецкий очень принципиально относится к вопросам обвинения польского государства, польского народа в действиях, которые они не совершали во время Второй мировой войны».

За ссорой премьеров Польши и Израиля скрываются «скелеты» в польском шкафу

Между выражениями дружбы и гневными оценками премьеров Польши и Израиля в адрес друг друга не прошло и нескольких дней…

У польской стороны свои взгляды на эту страницу прошлого, но и израильская сторона совсем не собирается во имя некоей «политкорректности» забывать о твердо установленных фактах уничтожения евреев руками именно поляков.

«В дипломатии всегда пытаются не обижать людей, но никто не пойдет на изменение подобной исторической правды, – вступил в диалог новый глава МИД Израиля Исраэль Кац. – Я сам сын выживших в холокосте. Как и любой израильтянин и еврей могу сказать: мы не забудем и не простим. Было много поляков, которые сотрудничали с нацистами и, как сказал Ицхак Шамир (премьер-министр Израиля в 1986-1992 гг. – Ред.), отца которого убили поляки, «поляки впитали антисемитизм с молоком матери». И никто не будет нам указывать, как мы должны выражаться и как помнить наших павших».

Остатки терпения у польской стороны растаяли мгновенно. Если до этого Моравецкий, отказавшись от собственной поездки на саммит V4, планировал направить туда министра иностранных дел Яцека Чапутовича, то теперь было принято решение не отправлять польскую делегацию в Иерусалим совсем.

А на спешно созванном брифинге польский премьер назвал формулировки И. Каца недопустимыми. «Для нас вопрос исторической правды имеет фундаментальное значение, – подчеркнул М. Моравецкий. – Мы не можем согласиться на использование расистской риторики в дипломатии. Мы будем защищать честь поляков по всему миру».

В свою очередь, глава МИД Я. Чапутович высказал пожелание в том смысле, что власти Израиля должны отказаться от своих слов. «Мы считаем, что такие высказывания недопустимы, – заявил министр. – Они провоцируют антисемитизм, носят расистский характер и не служат дружбе и в целом польско-израильским отношениям».

Польские политики и дипломаты негодуют. Но как ни запихивай вываливающиеся из шкафов «скелеты» назад, створки все время распахиваются вновь.

Еще в 2002 г. Институт национальной памяти Польши опубликовал доклад, из которого следует, что на совести поляков, как коллаборационистов, так и польских националистов, не менее 30 погромов и актов массовых репрессий, устроенных в 24 населенных пунктах. Историкам удалось разыскать следственные и судебные протоколы 1946-1958 гг., в них речь идет о трагических событиях, происходивших в северо-восточных районах Польши в 1941 г.

Евреи, которым чудом удалось выжить, рассказывали о многочисленных убийствах и грабежах, совершенных поляками. Наиболее масштабный акт имел место в деревне Едвабне 10 июля 1941 г., здесь поляки расправились с 1,5 тыс. евреев: несколько сот убили, а остальных сожгли заживо.

Об этом акте холокоста написала, в частности, шведский историк Ингрид Ломфорс в октябре 2017 г. в издании Dagens Nyheter. «В Польше правящая партия «Право и справедливость» взяла на себя право переписывания истории для укрепления патриотизма. Многое делается для того, чтобы подправить историю. И делается в ущерб еврейского меньшинства и его культурного наследия», – писала И. Ломфорс.

Власти препятствуют проведению публичных мероприятий, где говорится о соучастии поляков в убийствах еврейского населения, сообщила она. За показ фильма «Ида» (удостоенного «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке) о нелёгкой судьбе евреев в Польше во время войны была уволена директор Польского института в Берлине. За сомнения в правдивости официальной версии истории о холокосте был уволен директор музея Второй мировой войны в Гданьске.

«Польша была центром холокоста… Главными исполнителями были немецкие нацисты, но холокост был бы невозможен без участия либо согласия местного населения», – подчёркивает И. Ломфорс.

Ожидаемой оказалась реакция польской дипломатии. Посол в Стокгольме Веслав Тарка выразил протест против публикации указанной статьи. В этом, как уже говорилось выше, ничего удивительного нет, учитывая тренды польской исторической политики.

Не стоит удивляться тому, что по мере приближения 80-й годовщины начала Второй мировой войны мы станем свидетелем появления новых «скелетов». Варшава тщится предстать «белой и пушистой» на том основании, что стала одной из первых жертв нацистской Германии. Но куда девать многочисленные факты поощрения ею гитлеровской агрессии?