Может сложиться впечатление, что начиная с 2015 года в работе с НПО Кыргызстана западные доноры взяли паузу. Это было вызвано решением правительства КР о денонсации соглашения с США от 1993 года, позволявшего донорским структурам и американским НКО работать в льготном режиме. Однако впечатление обманчиво: в действительности происходит активизация деятельности обновленных западных программ.
Известно, что успех и влияние различных программ западных доноров как в Кыргызстане, так и в соседних странах в целом связаны с вовлечением в работу сильных местных экспертов. Но главное – и это вторая черта – местные эксперты работают на достижение целей программ, выработанных без их участия и привнесённых извне.
Третьей чертой, характеризующей работу западных доноров на постсоветском пространстве, является закрепление за программами юридического статуса. Это позволяет в случае успеха образовывать структуры местных НПО, работающих в логике, принятой извне. В случае неудачи прекращается действие программы, но сохраняются направления действий и цели донорских структур, опирающихся на вовлечённое в работу «зависимое сословие» экспертов, способных работать только в западной логике, стандартах и целях.
Поэтому прекращение действия соглашения 1993 г. лишь на некоторое время застопорило ряд работ. Поскольку сохранились эксперты, способные работать в направлении достижения ранее поставленных целей, то сохранилась и их заинтересованность в этой работе и соответственной привычно высокой оплате. Оставалось только поменять донорские программы.
Что и было сделано. Во-первых, для Кыргызстана работа упрощена тем фактом, что сохранились практически все донорские структуры, поменялся лишь статус правительственных НПО, типа американской USAID, которым стало затруднительно бесконтрольно проводить работы и оплачивать местных экспертов. В связи с этим деньги прежних программ USAID (10 программ по состоянию на 2015 г.) были «переброшены» в DFID – Британское министерство по развитию.
Сложилась и действует новая схема работы в Кыргызстане:
Среди самых крупных:
а) программа поддержки эффективного государственного управления (GGPAS). Работала с августа 2013 по август 2016 г. Финансирование DFID и USAID – $28,03 млн.
Организация, реализовавшая проект, – International Resources Group (IRG). Основные партнеры: ключевые государственные организации и Жогорку Кенеш КР;
б) проект «Сотрудничество в сфере энергетики». Работает с 2014 г. по настоящее время. Финансирование – $22,86 млн.;
Организации, реализующие проект: ECODIT, LLC. Партнёры: Deloitte LLP, Pierce Atwood, ICF International, Университет Центральной Азии (Ага- Хана) и Региональный экологический центр Центральной Азии. Проект работает в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркмении.
В последние годы сложилась схема: совместное финансирование крупных проектов USAID и DFID при управлении проектами из офиса DFID в Бишкеке;
в) Фонд Ага-Хана (принц Ага-Хан IV является духовным лидером и имамом мусульманской общины исмаилитов-низаритов мира, мультимиллионером) реализует проект создания и функционирования Университета Центральной Азии с представительством в Бишкеке. Университет имеет подразделения в Хороге (Таджикистан), Нарыне (Кыргызстан) и Текели (Казахстан). Работают кампусы для студентов из различных стран, не только из Центральной Азии.
При этом ни для кого не секрет, что Ага-Хан представляет семью со старинными связями в британском истеблишменте и является проводником британской политики;
г) не менее значимой стала деятельность британской НПО (формально – американской) International Alert. Начиная с 2014 года по Кыргызстану и Таджикистану делаются регулярные социологические замеры и исследования исламистских настроений, процессов формирования исламских общин, а также взаимодействия различных исламских вероучений в контексте межэтнических и межэлитных отношений в Ферганской долине;
д) с ноября 2013 года в Кыргызстане был объявлен проект под названием «Поиск общих интересов». Организация, предложившая проект, – это международная НПО, базирующаяся в США, Washington — D.C., The Search For Common Ground (SFCG).
Организация прошла регистрацию в МИД КР и Минюсте КР, а офис реализует проект укрепления потенциала по предотвращению насильственного экстремизма в Кыргызстане и Таджикистане. Финансирование осуществляло Министерство обороны и МИД Великобритании, которые предоставили денежные средства на сумму 530 тыс. фунтов стерлингов (или более $1 млн.) на 2014-2015 гг.
Курирует данный проект отдел по работе с конфликтами МИД Великобритании. Опыт работы признан удачным, и финансирование в достигнутых объемах продолжено на 2016-2019 гг.
В отличие от американцев, привыкших работать в глобальном аспекте и несколько «модельно», подгоняя под универсальную модель уникальную ситуацию, британцы учитывают даже мелкие нюансы. Большой колониальный опыт работ в Азии позволяет им работать с этническими, этнорелигиозными и тонкими языковыми различиями, которые используются в реальной политике.
Британские структуры умеют смотреть на происходящее через призму отношений действительных языковых сообществ. Вот почему их активизация в Кыргызстане сразу же началась с исследования (проводила IWPR) отношений трех языковых сообществ: кыргызского, узбекского и русскоговорящего. В связи с этим в центр внимания НПО перемещаются вопросы религиозных, этнических, языковых идентификаций, вплоть до возникновения новых «сословий».