Украина, несмотря на соответствующую поговорку, решила, что после драки неплохо помахать кулаками. И затеяла военные учения на Азовском море. После керченского инцидента на Украине было введено военное положение, отменены местные выборы в десяти областях. Банковая закрыла въезд на Украину для мужчин-россиян, как и для иностранных журналистов в Крым, пригрозила разорвать с РФ ещё 40 договоров.
На учениях тренировались отражать «авиаудары противника». Это можно считать продолжением целенаправленной политики, игры мускулами у российских границ. Мускулов, правда, заметных нет. Зато есть сильное желание устраивать провокации. Показательно, что Порошенко 29 ноября призвал страны НАТО направить военные корабли в Азовское море, а украинский МИД обосновал необходимость присутствия на Азове международного контингента. Командующий ВМС Украины Игорь Воронченко на вопрос, зачем украинские корабли отправились в поход из Одессы в Азовское море, открыто заявил, что надо было «показать своё лицо в Керченском проливе и Азовском море, и показать, на что способны эти катера». Да уж! Показали своё истинное лицо.
Несмотря на то, что керченская провокация Киева имеет внутриполитические корни, истоки его сценария носят явно внешний по отношению к Украине характер.
По имеющимся данным, провокация была не только привязана к выборам и срыву переговоров глав сверхдержав Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите G20. Готовилась она долго и тщательно и отнюдь не на уровне Порошенко.
Провокацию готовили советники из Соединённых Штатов
Неизвестно, были ли в курсе президент и министр обороны США. Может, да, может, нет. Ведь советники, по сути, негласные руководители Украины, включая посла США Мари Йованович, были назначены ещё при Обаме.
Между тем именно Мари Йованович принадлежит одно из самых провокационных заявлений среди официальных лиц стран Запада по поводу керченского инцидента. Посол США полностью стала на позицию Порошенко, когда сказала по поводу пограничного столкновения, что «это первая открытая российская атака, первое нападение на украинские ВМС, что перевело конфликт с суши на море». Хотя прекрасно знала, что конфликт спровоцировала Украина.
Глен Говард — президент Джеймстаунского фонда (The Jamestown Foundation), авторитетный политический и военный эксперт, специалист, в частности, Пентагона и Национального совета по разведке США в области международных отношений.
Незадолго до провокации президент американской аналитической организации The Jamestown Foundation Глен Говард открыто призывал Украину к атаке на российские ВМС, утверждая, что Украине всё сойдёт с рук. «Крым окружен морем. Море отрезает все пути. Флот – это то, что заставит Россию потерять Севастополь. Но я не знаю, какая у вас стратегия. Вы ожидаете, что в Севастополе состоится майдан? Вы осуществите военное вторжение?» – возмущался Говард бездействию украинских ВМС в интервью украинскому журналисту.
«Россияне сами вам подсказывают: император Александр III говорил, что Россия имеет двух союзников – армию и флот. Украина не нуждается в таких союзниках? Ох, я забыл! У вас есть НАТО и США! Всё зависит от готовности драться. Вас 45 миллионов. У вас есть промышленность. Вы можете строить ракеты. Вы можете расставить «точки» на берегу Азовского моря. Катера «Гюрза» начали сопровождать корабли из портов в Азовском море. И россияне больше не лезут. Почему? Потому что они боятся. Боятся 30-миллиметровых пушек, установленных на “Гюрзах”», — разошёлся американец.
На наш взгляд, Россия не наступает на Чёрном море по другой причине, а не из-за боязни. Насчёт того, что на Украине есть промышленность, это сильное преувеличение. Была промышленность при Советском Союзе, да почти исчезла под властью националистов. И ракеты на Южмаше строили всем Союзом, а не силами одних украинцев, как это подают сейчас националисты. И население Украины благодаря власти националистов сейчас не 45 миллионов, а гораздо меньше. И далеко не все украинцы горят желанием воевать с Россией. Но посыл американского стратега понятен. Он хочет максимально обострить обстановку на Чёрном и Азовском морях. Когда корреспондент усомнился, что Россия испугается Украину, так как имеет 120 кораблей в данном регионе, Говард парировал: «Не все из этих 120 кораблей являются военными. Не все из них эффективны. А кроме того, вы имеете воздушные силы. Воздушные силы Украины являются достаточно хорошими. Если поднять самолеты над Азовским морем – это будет сильным аргументом». Судя по всему, американские стратеги к войне на море хотят добавить войну в воздухе.
«Россия пытается с моря перекрыть дыхание Донбассу, – продолжает Говард, явно перевирая факты. – Вы должны перекрыть Крым … Я всегда считал, что Украина имела все возможности начать партизанскую войну в Крыму. Там большая часть украинского населения и крымских татар. У вас были военные части, солдаты. Я считаю, что украинское руководство сделало ошибку, когда решило не оказывать активного сопротивления… Если бы вы начали воевать, может быть, Россия не смогла бы оккупировать весь полуостров. Если бы вам удалось создать в Крыму своё «Приднестровье», это был бы неплохой плацдарм для Украины».
Вот так американские советчики не стесняются заявлять, что они хотят превратить территорию Украины и России в район вечной нестабильности, в арену вечной войны. Тем более Глен Говард, посетивший 24-26 октября 2018 года Львовский форум по безопасности, не рядовая шишка в вашингтонской обойме.
Закрыть Босфор, ввести корабли НАТО и запустить кризис в Азовском море
Владимир Сокор, старший научный сотрудник Jamestown Foundation, был одним из ведущих докладчиков Львовского форума безопасности, на котором сформулировали очередной Drang nach Osten.
Владимир Сокор, старший научный сотрудник Jamestown Foundation
Сокор родился в Бухаресте в семье высокопоставленного функционера румынской компартии. Был аналитиком Радио «Свобода», сотрудничал с рядом аналитических центров в США. Специализируется на политическом анализе Восточной Европы и СНГ. Является ведущим функционером Jamestown Foundation, лектором Оборонного колледжа НАТО и программ по вопросам безопасности Гарвардского университета, автором идеи организации кризиса в Азовском море.
Стратегию и тактику Украины на Азовском море готовили Река Семеркени, вице-президент CEPA (созданный нынешним помощником госсекретаря США Вессом Митчеллом); Стивен Блокманс, старший научный сотрудник и глава внешней политики ЕС (CEPS); Глен Грант, подполковник британской армии (в отставке) и эксперт Украинского института будущего; Бен Ходжес, генерал-лейтенант армии США (в отставке), который до прошлого года был командующим Союзным командованием США в Европе и участвовал во Львовском форуме по безопасности в 2017 году. В этом году он почетный сопредседатель организационного комитета форума, который проходил в Украинском католическом университете.
Организаторы Львовского форума — Украинский католический университет и Львовский «Институт просвиты» в партнерстве с Черноморским фондом регионального сотрудничества Фонда Германа Маршалла, Фонда Ханнса Зейделя на Украине и, разумеется (как же без него!), международным фондом Джорджа Сороса «Возрождение».
«Украинскому правительству, — пишет The Jamestown Foundation, — многое предстоит сделать в Азовском море для защиты своих суверенных морских прав и территориальной целостности, включая как можно скорейшее приобретение двух лодок островного класса из Соединенных Штатов и, возможно, закупку еще большего их количества, а также активизацию военно-морского сотрудничества с США». Более того, по словам Говарда, у Украины очень протяженная общая граница с Россией, и «этого нельзя так просто оставлять». Нужно, чтобы в Киеве поняли роль Азовского моря. У Украины множество портов и коммерческих судов, а потому Украине нужен сильный флот. Важной составляющей в развитии флота является обучение украинских офицеров в академии ВМФ США в Аннаполисе, заявил президент Jamestown Foundation.
«И здесь у меня возникает вопрос: что делали люди в Киеве – руководство государства, министерство обороны, – почему они не предвидели эту ситуацию? Почему Украина не обращала внимания ООН на это? Никто и руки не поднял. Никто не обращался с этим вопросом к Госдепартаменту США, Совету национальной безопасности. Даже посол Украины в Вашингтоне ни разу не поднял вопрос ситуации в Азовском море и даже в Керченском заливе. Почему Украина этого не сделала?» — устроил грозный разнос украинской власти военный аналитик США.
Американцы давно планировали создать в районе Чёрного и Азовского морей очаг напряжённости
Все лето представители пяти влиятельных американских экспертных учреждений изучали ситуацию на юго-востоке Украины. По завершении итоговой рабочей поездки по городам Украины они подготовили аналитический доклад для правительства США и свои рекомендации относительно внешней политики Белого дома, а также антироссийского потенциала Украины. Эксперты США выполняли поручение не только администрации Трампа, но также и Конгресса США.
Ведущие американские эксперты Пентагона и Национального совета по разведке США во время изучения антироссийского потенциала Украины
Американские аналитики пяти самых влиятельных центров США, таких как Jamestown Foundation, Heritage Foundation, Институт Хадсона, Американский совет по вопросам внешней политики и Украинского конгрессового комитета Америки, представили свои рекомендации Вашингтону. Американские эксперты во время пребывания на Украине интересовались украинским военным потенциалом, в частности в зоне АТО-ООС в районе Мариуполя. Они провели ряд личных встреч в Раде, СНБОУ, СБУ, а также в силовых министерствах. Кроме этого, состоялись поездки во Львов и Одессу.
В контексте того, что провокация готовилась давно, становится понятным, почему из её исполнителей [капитанов бронекатеров] делали «звёзд» массмедиа задолго до инцидента. Почему осуществили пробный, законный проход через Керченский пролив, попутно нарастив военное присутствие в Азовском море. Почему так настойчиво звали в регион корабли НАТО. Более того, уже после задержания кораблей Порошенко выразил надежду, что страны НАТО готовы направить свои военные корабли в Азовское море. То есть практически пригласил НАТО вторгнуться в Азовское море, а такое вторжение грозит мировой войной. В том же контексте можно рассматривать и намерение Украины попросить Турцию закрыть Босфорский пролив. Такие действия возможны только при условии открытой войны.
Керченскую провокацию можно сравнить с гляйвицкой провокацией, с помощью которой Германия начала Вторую мировую войну. Но, увы! Масштаб у постмайданной Украины не тот, что у Германии, поэтому из замышляемой грандиозной провокации вышла очередная глупость. Хоть и очень вредная.
Стоит ли сомневаться в том, что Вашингтон был в курсе спланированной США морской провокации Украины?