Постепенное подорожание большинства групп товаров и различных сферы услуг происходит постоянно, но иногда темпы увеличения цен очень умеренные, а иногда они изменяются скачкообразно. Традиционно после 1 января наблюдаются такие резкие скачки, поскольку с началом года вступают в действие новые законы, изменения, сказывается искусственная задержка изменения курса валют на протяжении новогодних праздников и пр. Специалисты и эксперты ценообразования уже готовы дать достоверный прогноз с озвучиванием того, что подорожает с 1 января 2019 года в России.
Алкогольные напитки и табачные изделия
По инициативе Минздрава в 2018 году было рассмотрено предложение о ежегодной индексации цен на табачную продукцию и крепкие спиртные напитки. Подорожание акциза на алкоголь должно было составить 20%, а рост цены за акциз на сигареты – 10%. На данный момент Министерство финансов отклонило это предложение, но к нему решено вернуться и достигнуть компромиссного решения после пересмотра до наступления 2019 года.
Российские производители табачных изделий выразили поддержку на введение обязательной сертификации, поскольку считают, что это гарантирует покупателю приобретение качественного товара и увеличивает поступление средств в бюджет в виде налога.
Топливо
С 1 января 2019 года вступает в силу подорожание топливных акцизов, которое станет третьим по счёту, запланированным этой программой. Два первые произошли 1 января и 1 июля 2018 года, а последнее запланировано на 1 января 2020 года. Именно этот фактор вызовет огромный резонанс в ценообразовании многих товаров на протяжении первых месяцев 2019 года.
Увеличение стоимости акциза приведёт к подорожанию цен на топливо уже с первых чисел января до 10%, но после первого всплеска стоимость установится на значении 7-7,5% больше, чем в конце 2018 года. С таким требованием ознакомлены все без исключения трейдеры и производители топливной продукции.
Транспортные услуги
В связи с предыдущим пунктом с 1 января подорожают услуги перевозчиков товаров и всех компаний-грузоперевозчиков. В свою очередь к подорожанию рано или поздно подойдут и государственные компании, которые занимаются пассажирскими или грузовыми перевозками и доставкой товаров.
По мере возможности государство будет пытаться сдерживать этот рост, но для среднего россиянина покупка билетов на проезд и перемещение в общественном транспорте и на метро станет более затратной частью бюджета.
Авто и сопутствующие товары
Увеличение налога в размере 2% приведёт к подорожанию автомобилей, запчастей и всех видов сервиса в 2019 году. Готовность к этому выразили все производители автотоваров, которые занимаются продажами внутри страны и экспортом.
Некоторые специалисты прогнозируют, что это снизит продажи отечественного автопрома в пользу импортируемых авто, но крупные концерны заявляют, что предпримут ряд попыток урегулировать этот вопрос благодаря различным акциям и спецпредложениям.
Услуги ЖКХ
На протяжении последних лет ценники в квитанциях неизменно возрастают в первом месяце года. Эксперты считают, что такая ситуация повторится и в 2019 году. Государственные структуры стремятся к регулировке цен на коммунальные услуги в соответствии с уровнем инфляции, но именно стоимость услуг ЖКХ чаще всего в первую очередь обгоняет рост остальных товаров и услуг.
Продукты питания
С 1 января 2019 года из-за подорожания топлива предстоит новый виток роста цен на основные группы продуктов. В первую очередь это отразится на розничной стоимости хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, всей линейки молокопродуктов, сахара, мяса крупного рогатого скота, свинины и домашней птицы.
За несколько недель это повлечёт подтягивание значений на ценниках большинства других продуктов питания на 1-2%. Повышение достигнет максимума в январе-марте, после чего цены должны стабилизироваться до конца года.
Ресторанные услуги
Изменения, коснувшиеся продуктов питания, неизменно повлияют на услуги ресторанного бизнеса. Если кафе или ресторан не пойдёт на повышение стоимости своих услуг, это неотвратимо приведёт к убыточности.
Насколько подорожает удовольствие питаться в кафе и ресторанах для обычных россиян, зависит от действий поставщиков и от поведения конкурентов, которые могут демпинговать услуги, находя на первых порах скрытые резервы.
Товары в пластиковой упаковке
С 1 января ожидается подорожание всей продукции, фасованной в пластик. Причиной этому стал повсеместно введённый в России экологический сбор. Изменятся цены на замороженные овощи и фрукты, напитки и воду, нарезку колбасных изделий и сыра, пиво на розлив, молокопродукты в пакетах. Производители вынуждены будут оплачивать экосбор, что в конечном итоге приведёт к подорожанию всех продуктов, упакованных в пластик.
Список товаров, чья стоимость вырастет
Утвержденный правительством список товаров, подлежащих обязательной маркировке, составлен в целях снижения оборота контрафактной продукции. Всего в перечень включили 10 групп товаров широкого потребления, для каждой из которой свой срок введения сертификации.
№ п/п | Наименование | Срок обязательной маркировки (2019 год) |
1 | Табачная продукция | 1 марта |
2 | Обувь | 1 июля |
3 | Духи и туалетная вода | 1 декабря |
4 | Шины, покрышки пневматические резиновые новые | 1 декабря |
5 | Одежда (в том числе рабочая и изготовленная из натуральной/композиционной кожи) | 1 декабря |
6 | Женская и детская одежда для девочек (блузки, блузоны ручной вязки и машинный трикотаж) | 1 декабря |
7 | Мужская и детская верхняя одежда для мальчиков – пальто, ветровки, полупальто, куртки (в т.ч. лыжные) | 1 декабря |
8 | Постельное, кухонное, столовое и туалетное белье | 1 декабря |
9 | Женская и детская верхняя одежда для девочек – пальто, полупальто, ветровки, куртки (в т.ч. лыжные) | 1 декабря |
10 | Фотоаппараты, фото-вспышки, фото-лампы | 1 декабря |
Согласно распоряжению, каждый предмет из указанного перечня, будет снабжен уникальным цифровым кодом, который нельзя будет скопировать или подделать. Для проверки подлинности и получения полной информации о товаре, покупателю будет достаточно отсканировать код. Также этим летом будет запущен аналогичный эксперимент с изделиями из золота и серебра и драгоценными камнями. В целом планируется создать единую систему маркировки товаров, которая, по задумке, должна облегчить жизнь россиян и защитить их от подделок.
Сканирование товаров – не новшество. С начала этого года в стране осуществляется пилотный проект проверки легальности лекарственных препаратов, приобретаемых в аптеках. В течение двух лет – до 2020 года, все производители медицинских препаратов будут обязаны наносить специальные идентификационные знаки на свою продукцию.
Тем временем не все эксперты согласны с нововведениями, поскольку в конечном итоге это отражается на стоимости.
«<Инициатива> может стать губительной для косметической продукции низкого ценового сегмента парфюмерии, где даже наценка в 5-7% очень ощутима для конечного потребителя», – говорит первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. Также он считает, что маркировку необходимо вводить на дорогую продукцию, которая более подвержена подделыванию, нежели бюджетные варианты. С ним согласны отечественные производители – помимо наценки на товар, продавцам придется приобрести специальное оборудование для считывания информации, затраты на которое, безусловно, лягут на покупателей.
Однако табачная индустрия полностью поддерживает ввод обязательной сертификации. Они полагают, что это позволит оградить рынок от контрафакта и обеспечит увеличение налоговых отчислений в бюджет страны.
«<Этот способ> можно считать одним из самых эффективных в качестве борьбы с контрафактной продукцией, поскольку маркировка – гарантия того, что покупатель приобретает качественный и легальный товар», – говорит Сергей Слипченко, занимающий пост вице-президента по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris Int. в РФ.
Причины
Среди самых важных причин, приводящих к увеличению стоимости товаров и услуг, эксперты называют:
- изменение НДС, которое с 1 января составит +2%;
- индексация заработных плат и пенсионных выплат;
- соотношение российского рубля и доллара;
- общий уровень инфляции в стране.
Остаётся надеяться, что государство приложит все усилия для того, чтобы средний россиянин не ощутил на себе резкого уменьшения доходов с 1 января 2019 года в связи с подорожанием, вызванным всеми этими факторами.