В наркобизнесе крутятся огромные деньги. Неудивительно, что наркодельцы оснащены по последнему слову техники.
У южноамериканских наркокартелей есть суперкомпьютеры, чтобы вычислять информаторов, своя сеть связи, шифрующая разговоры, собственные беспилотники и подводные лодки. А также штат похищенных инженеров и ИТ-специалистов, которых заставляют следить за тем, чтобы все работало как часы.
«Лента.ру» изучила технические достижения наркомафии.
Наркотанк
Для вооруженных конфликтов с конкурентами, правительственными войсками и полицией мексиканские картели строили наркотанки. По-испански их называют Monstruo — «чудовища». В 2015 году мексиканские власти обнаружили в городе Нуэво-Ларедо целую фабрику таких боевых машин.
В основе большинства наркотанков — обычный автомобиль, обшитый пятисантиметровой броней. У «монстров» покрупнее имеются оружейные турели, бойницы и тараны, чтобы пробивать заслоны на дорогах. Не все они выглядят так эффектно, как этот броневик. Многие почти невозможно отличить от обычной машины.
Фото: Marco Ugarte / AP
Защищенная сеть связи
В нулевые мексиканские наркокартели начали создавать собственную телекоммуникационную сеть, чтобы координировать свои действия, не опасаясь прослушивания. К 2006 году в стране возвели сотни хорошо замаскированных ретрансляционных вышек и базовых станций. Наладкой защищенной связи занимались похищенные инженеры и компьютерные специалисты.
Несмотря на все усилия правоохранительных органов, сеть продолжала расти. Мексиканские власти утверждают, что с 2009 по 2015 год удалось захватить и демонтировать 225 ретрансляторов и 306 антенн (остатки одной из них — на фотографии). Серьезного ущерба это не нанесло, тем более что судьбу конфискованного оборудования, как оказалось, никто не знает. Очень вероятно, что оно вернулось к преступникам.
Фото: Christine und Hagen Graf / Flickr
Суперкомпьютер
В 1994 году выяснилось, что у колумбийского наркокартеля Cali есть мейнфрейм IBM AS/400 — одна из самых мощных компьютерных систем того времени. К вычислительной машине стоимостью около полутора миллионов долларов были подключены десятки терминалов, которые обслуживали шесть операторов. Проектом руководил отставной офицер спецслужб.
Техника понадобилась для обработки краденых баз данных телекоммуникационных компаний и дорожной полиции. Программисты наркокартеля разработали софт, который прочесывал огромные массивы информации о телефонных звонках, совершаемых в стране, сопоставлял их с контактами сотрудников американских спецслужб и дипломатических работников и находил потенциальных информаторов. Тех, на кого указал компьютер, убивали.
Фото: Luis Alberto Cruz Hernandez / AP
Подводная лодка
Мексиканские власти перехватили эту 10-метровую подводную лодку в 2008 году, когда она готовилась сбросить груз у берегов города Салина-Крус. На ее борту нашли 5,8 тонны кокаина. Экипаж — четыре человека, и все — из Колумбии.
Колумбийские картели давно пользуются подводным флотом для доставки наркотиков в Мексику (оттуда груз, как правило, переправляют в Соединенные Штаты).
В 2008 году американские пограничники фиксировали не менее десятка наркосубмарин в месяц. Скорее всего, незамеченных было на порядок больше: корпус из фибергласа делает их невидимыми для радаров и сонаров.
Фото: Fernando Vergara / AP
Строительство наркосубмарины может стоить до двух миллионов долларов и занимает не менее года. Как правило, они оснащены дизельным двигателем и берут на борт до 10 тонн кокаина. Дальность плавания без дозаправки превышает три тысячи километров. Для навигации используется GPS.
Кадр: AP / YouTube
Катапульта
Значительную часть мексиканской границы США защищает стена, и весьма серьезная — ее высота порой достигает восьми метров. Но нет такой стены, которую нельзя преодолеть. Особенно если за это платят большие деньги.
В 2011 году патруль заметил на мексиканской стороне границы несколько человек, налаживающих необычную конструкцию. Она напоминала средневековый требушет. Когда их задержали, оказалось, что с его помощью они намеревались перебрасывать наркотики через стену.
Приспособления такого рода не редкость, но злоумышленников редко удается схватить с поличным. Помимо катапульт, используются пневматические пушки. Одну из самых крупных изъяли год назад в пограничном городе Ногалез. Трехметровый ствол с подключенным к нему компрессором было трудно скрыть в кузове фургона.
Фото: U.S. Customs and Border Protection
Сверхлегкая авиация
В последнее время контрабандисты полюбили легкие летательные аппараты и дельтапланы. Это опасно, но риск окупается. За один полет можно доставить более 100 килограммов наркотиков. Стоимость такого количества кокаина — свыше 16 миллионов долларов. Пилоту перепадает гораздо меньше: только две тысячи долларов за рейс. Желающих все равно хватает.
Фото: Secretaria de Seguridad Publica Municipal de Tijuana / AP
Беспилотные аппараты
Долгое время наркокартели не рассматривали беспилотники всерьез. Гражданские аппараты не отличались высокой грузоподъемностью и достаточной дальностью полета. Но теперь ситуация изменилась. Хороший дрон стоимостью всего несколько тысяч долларов может поднять 15 килограммов наркотиков. Это меньше, чем дельтаплан, зато риск стремится к нулю. Беспилотник труднее заметить, а пилота, который управляет им дистанционно, еще попробуй найти.
Фото: Gregory Bull / AP
Подземные тоннели
Подземные тоннели — очень популярный способ транспортировки наркотиков через американскую границу. Об этом подробный рассказ с фотографиями ниже.
ЧТО СКРЫВАЮТ В ТАЙНЫХ ТОННЕЛЯХ ВОРЫ И КОНТРАБАНДИСТЫ
2 октября в бразильском городе Сан-Паулу предотвратили крупнейшее ограбление банка. Полиция обнаружила под банковским хранилищем 600-метровый тоннель, построенный преступниками. Они надеялись вынести по нему миллиард реалов (больше 18,4 миллиарда рублей).
«Лента.ру» изучила тоннели, которые копали под землей более удачливые воры, контрабандисты и заключенные.
Фото: Paulo Whitaker / Reuters
Воры из Сан-Пауло рыли тоннель от здания в нескольких кварталах от банка. Они определенно знали, что делают: своды тоннеля были укреплены, внутри проведено электричество и установлены вентиляторы. Работа заняла четыре месяца.
Фото: Marco Ugarte / AP
В 2015 году мексиканский наркобарон Хоакин Гузман по прозвищу Коротышка исчез из своей камеры в тюрьме строгого режима. В ней обнаружили вход в просторный тоннель, который прорыли его подельники. Тоннель с освещением и вентиляцией вел к строительной площадке в полутора километрах от тюрьмы. Коротышка сбежал из тюрьмы на специальном мотоцикле, приспособленном для езды по рельсам. Его поймали только через полгода.
Фото: Khalil Hamra / AP
Контрабандисты прорыли сотни лазов под палестинской границей с Египтом. По ним в сектор Газа доставляли потребительские товары, деньги и оружие. Иногда вели скот. Потоки контрабанды пытались остановить при помощи стены на границе, но тщетно.
Фото: Combined Forces Special Enforcement Unit / AP
В 2005 году американское Управление по борьбе с наркотиками залило цементом 106-метровый тоннель недалеко от города Линден в штате Вашингтон. Он пересекал под землей границу с Канадой и вел к населенному пункту Алдергроув в Британской Колумбии. По нему в Соединенные Штаты провозили наркотики на миллионы долларов.
Фото: Khalil Hamra / AP
В 2011 году боевики Талибана выкопали 320-метровый тоннель к главной тюрьме в афганском городе Кандагар и вывели по нему больше 450 заключенных.
Фото: Fabrizio Bensch / Reuters
В 2013 году воры проникли в одно из отделений Berliner Volksbank в Берлине и опустошили сотни сейфов. Чтобы попасть в банк, они прокопали 30-метровый ход от подземного гаража по соседству.
Фото: Tuno de Vieira, Diario do Nordeste / AP
В 2005 году из банка в бразильском городе Форталеза украли 150 миллионов реалов (2,6 миллиарда рублей). Похитители три месяца копали тоннель в банк под оживленной улицей, но их труды вполне окупились.
Фото: Rodrigo Abd / AP
В 2005 году 20 опасных преступников, обвиняемых в убийствах, изнасилованиях и похищениях людей, сбежали по самодельному лазу из гватемальской тюрьмы, которая известна под названием «Маленький ад».
Фото: Gregory Bull / AP
Наркоторговцы прокопали под границей США и Мексики столько тоннелей, что в Соединенных Штатах создали специальное подразделение: отряд изучения тоннелей на границе. Американские пограничники прозвали его сотрудников тоннельными крысами.