Генерал Корнилов был и остается одной из самых интересных и неоднозначных исторических фигур русской истории. Он присягал императору, арестовывал императрицу, хотел свергнуть временное правительство, и погиб от рук большевиков.

Версии происхождения

Лавр Георгиевич Корнилов родился в Усть-Каменогорске 30 августа 1870 года. Что показательно для Корнилова, даже о его происхождении историки до сих пор спорят. По одной версии, его отец, Георгий Николаевич, был бывшим хорунжим 7-го Сибирского казачьего полка. За восемь лет до рождения Лавра, он вышел из казацкого сословия и перешел в чин коллежского регистратора.

По версии омского писателя-краеведа Владимира Шулдякова, Корнилов родился в семье потомственного казака Георгия Николаевича Корнилова — сына толмача из Каркаралинской станицы Сибирского казачьего войска, женившегося на местной казачке Прасковье Ильиничне Хлыновской, в роду которой были калмыки — отсюда у Лавра, четвертого ребенка в семье, была характерная «восточная внешность».

По ещё одной версии, историка Шовунова, Лавр Корнилов — Лавга Гильджирович Дельдинов. Он родился в семье калмыка-казака и русской казачки в донской станице Семикаракорская. Когда семья распалась, малолетний Лавга был усыновлен дядей Георгием Корниловым, проживавшим в Усть-Каменогорске и записан Лавром.

Есть еще одна версия, что мать Корнилова была казашкой, и в этом случае у Лавра Георгиевича не было ни капли русской крови.

«Тих, скромен, добр»

Лавр Корнилов был из породы цепких, упрямых и амбициозных провинциалов, которые не привыкли идти по протекции. В военном училище на юнкера Корнилова была дана такая характеристика:

«Тих, скромен, добр, трудолюбив, послушен, исполнителен, приветлив, но вследствие недостаточной воспитанности кажется грубоватым… Будучи очень самолюбивым, любознательным, серьезно относится к наукам и военному делу, он обещает быть хорошим офицером».

Невысокий, худощавый, малоприметный, он выделялся в процессе обучения, пожалуй, только своей экзотической внешностью, но всякий раз экзамены, прохождение испытаний, становились для Корнилова его «звездным часом». Он показывал блестящие знания по всем наукам и дисциплинам. У Корнилова могла бы сложиться тихая военная карьера при Академии, но он выбрал другой путь.

Герой войны

После начала Русско-японской войны, Корнилов рвался на фронт и выбил себе должность штаб-офицера 1-й бригады Сводно-стрелкового корпуса. По факту, он стал исполнять обязанности начальника штаба.

Характеристика его была безупречной: «…Здоровье — хорошее, умственные способности — выдающиеся, нравственные качества — очень хорошие… воли твердой, трудолюбив и при большом честолюбии… вследствие прекрасных способностей, а равно большого самолюбия справится со всякими делами…».

Корнилов стал героем Русско-японской, отличился в сражении под Мукденом (принял на себя командование и вывел части из окружения), получил Георгиевский крест 4 степени.

Востоковед-разведчик

Лавр Корнилов был не только талантливым военачальником, но и успешным разведчиком. С 1907 по 1910 годы он занимал должность военного агента в Китае. Благодаря Корнилову, Российская империя получала большие объемы разведданных.

Продуктивность работы Лавра Георгиевича коренилась на строжайшей дисциплине, которой следовал сам Корнилов и которой ждал от своих подчиненных. Подполковник Афанасьев, служивший помощником Корнилова в Мукдене, несколько раз писал донесения об излишне авторитарном стиле руководства Корнилова.

Последний герой

Лавр Георгиевич Корнилов был последним военачальником, назначенным на свою должность Николаем II. Император подписал назначение за несколько часов до отречения, по настоянию председателя Думы М.В. Родзянко.

Корнилов был назначен главнокомандующим Петроградского округа, потому что на этом месте хотели видеть «доблестного боевого генерала, имя которого было бы популярно и авторитетно среди населения…».

А Корнилов был знаменит. Его военные успехи, его успешное бегство из австрийского плена, сделали его настоящим примером. При этом, нужно сказать, что его боевая слава была далеко не однозначна. Брусилов писал о нем:

«Странное дело, генерал Корнилов свою дивизию никогда не жалел: во всех боях, в которых она участвовала под его начальством, она несла ужасающие потери, а между тем офицеры и солдаты его любили и ему верили. Правда, он и себя не жалел, лично был храбр и лез вперед очертя голову».

Верноподданный

Одним из первых поручений, за которое Лавр Георгиевич взялся лично, стал арест императрицы Александры Федоровны. Позднее она вспоминала об этом: «Корнилов вёл себя в эти дни как настоящий верноподданный».

Нужно сказать, что Корнилов взялся за исполнение своих обязанностей со свойственным для себя рвением. Он призывал покончить с анархией, военизировать всю страну, считал, что нужно создать не одну армию, а три: на фронте, в тылу и на железных дорогах. У Корнилова была заготовлена программа милитаризации страны, введения смертной казни, борьбы с агитаторами, влиянием советов. Что было удивительно — Керенский его поддерживал.

Корниловский мятеж

Так называемый корниловский мятеж до сих пор является одним из самых загадочных событий русской истории. Не до конца понятны ни его мотивы, ни то, чего хотел добиться военачальник.

Ясно одно: доверившись политикам, в первую очередь Александру Керенскому, Лавр Корнилов ошибся. Керенский при помощи Львова устроил провокацию на заседании совета министров, где было сказано, что Корнилов планирует мятеж. После этого Корнилов был снят с должности главнокомандующего. Для него это было шоком, Лавр Георгиевич даже не сразу поверил, что его объявили изменником.

Керенский был вынужден обратиться к большевикам за поддержкой. Они тут же создали слоган: «Кто за Корнилова, тот против революции, кто против революции, тот против народа, кто против народа, тот против спасения родины».

В итоге, части, двигавшееся к Петербургу, были остановлены.

Перешла на сторону Петроградского совета и легендарная «Дикая дивизия». По иронии судьбы, как раз в это время в Петрограде проходил всероссийский мусульманский съезд, агитатооры с которого были направлены навстречу Туземной дивизии и остановили её. Выступление Корнилова было названо попыткой возвращения монархии, хотя известны слова Корнилова, которые он сказал, когда речь зашла о возвращении монархии:»Я с Романовыми больше ни на какие авантюры не пойду».

Интересной была реакция бывшего императора на сообщения газет об «измене Корнилова». Полковник Романов сильно возмутился и «с горечью сказал: «Это Корнилов-то изменник?».

Неоднозначность итогов мятежа до сих пор отмечается историками. Именно после выступления Корнилова большевики получили возможность действовать, вооружать красную гвардию, пошел процесс большевизации советов.

Ледяной поход

Когда Брусилов отмечал бесконечную преданность корниловцев своему командиру, он не лукавил. Корнилов был настоящей иконой. Он первым возглавил Добровольческую армию, которая зимой 1918 года начала свой легендарный Ледяной поход — переход с Дона на Кубань.

Плохо вооруженная горстка белогвардейцев (немногим более 3000 человек) начала с боями пробиваться на на Кубань. Когда оказалось, что Екатеринодар занят противником, Корнилов принял решение идти на штурм. 31 марта (13 апреля) 1918 года он был убит во время обстрела штаба армии.

Л.В. Половцев писал: «Его смерть произвела потрясающее действие на Добровольческую армию. Его боготворили добровольцы, беспредельно верили ему и беспрекословно исполняли его приказания. Он всегда был среди них, а во время боя, иногда, даже и впереди их».