«На небе Бог — а на земле Россия!», — говорит старая сербская пословица. Так видят представители этого многострадального народа нашу страну. Но не только они. Россия получила право защиты православных народов после взятия турками Константинополя. Во многом в этом реализовывалась концепция «Москва — Третий Рим», правопреемственности нашей страны у Византийской империи.

Оттого и православные народы Балканского полуострова и Ближнего Востока ждали от Российской империи защиты и покровительства. Они же, особенно духовенство, активно помогали ей в проведении внешней политики в своих регионах, становились акторами «мягкой силы» в деле борьбы за независимость своих народов.

Гнет над Православием

К числу государств, поглотивших земли православных народов стоит отнести Османскую империю, Австро-Венгрию, Речь Посполитую. Оказавшиеся в их составе народы, придерживающиеся «восточного обряда», были урезаны в правах, их имущество конфисковывалось. Была запущена политика ассимиляции, в том числе и духовной. В отношении белорусских, болгарских, греческих, македонских, малороссийских, русинских земель была введена Грекокатолическая (униатская) церковь. На сербских и болгарских землях проводилась исламизация, ввиду чего возникли босняки и помаки. А из наиболее крепких и умелых юношей-славян было создано войско бесстрашных янычар, которых Османские власти направляли в бой против единокровных народов.

Многочисленные русско-турецкие войны не только укрепляли Государство Российское, но и послабляли власть Порты над православными народами: им предоставлялась широкая автономия, а порой и независимость. В 1774 году Россия получает право официального покровительства над православными народами Османской империи. Выстраивает она и систему контактов с православным духовенством.

Особая роль православных священников сформировалась при выполнении дипломатических миссий. После пребывания с визитом у Ивана IV Васильевича Грозного игумен сербского афонского монастыря Хиландарь Паисий был отправлен с грамотой к турецкому султану, в которой сообщалось о намерении русского самодержавца покровительствовать Афону.

Активная работа Посольского приказа с православным греческим духовенством привела к тому, что к середине XVII века была создана широкая агентурная сеть, лояльная России на территории Османской империи. Она включала в свои ряды в том числе и высшие слои духовенства: в работу были вовлечены иерусалимские патриархи Феофон, Феодил и Досифей, александрийский Ионнкий, антиохийский Макарий, константинопольские Парфений I, Парфений II, Кирилл Лукарис, митрополиты Севастийский, Веррийский, Фессалийский, Тырновский, Приконийский, Халкидонский, Назаретский, Вифлеемский и Коринфийский; архимандриты Амфилохский, Бенедикт, Парфений и др.

В 1649 году в Москву была направлена информация от архимандрита Амфидохия о перевороте в османской столице: «Объявляем тебе, великому государю, что июля 28 числа собрались все янычаре, и стали они заодно со всем оружием против царского дворца, и заперли все ворота цареградские и поймали они царя Ибрагима, августа в 8 день, и задавили его за многую его неправду, и на его место посадили на царство царевича, сына его Ибрагимова, по седьмому году, и убили еще визиря Ахмед-пашу и на его место выбрали нового визеря Мехмед-пашу».

Монахи стремились предупредить Россию о хитрости намерений европейских монархов. В ходе Карловацкого конгресса 1698—1699 годов Австрия, Венеция и Польша стремились уговорить российское правительство войти в союз против турок и татар, а затем оставить Москву и Порту один на один. Об этих умыслах узнал сербский патриарх Арсений III вовремя пославший гонцов к Петру I. России удалось заключить двухлетний союз с Османской империей, а будущий император стал покровителем сербского монастыря Раковица.

Польский вектор

Оказывали монахи помощь и в приграничных районах. В 1651 году на белорусских землях, подконтрольных Речи Посполитой, осуществлял сбор сведений поп Федор, проживавший в селе Сопоти Бельского уезда. От него торопецкому воеводе Ивану Бутурлину поступала информация о польских намерениях: «Мне на память со стороны войны. Казаки ляхов побили, убили 10 000, обоз новый поставили казаки недалеко от Могилева за 200 верст. А посполитов рушенье еще не поспело, еще ныне из Витебска поехали на Себеж, а король, ведомо, подлинно жив. Турки на ляхов восстали и уже на Литовской земле стоят. А гонец ваш еще мимо Смоленск не бывал». Поступали от попа и важнейшие сведения о войсках Богдана Хмельницкого, его мятеже и перспективах.

В это же время конотопский поп Димитрий был направлен в Киев для выяснения итогов польского сейма решений короля. Своих лазутчиков на Десну направлял епископ Полоцкий и Витебский Калиаст, а в Яссы протопоп Симеон Адамович. Союзниками Москвы выступали ряд монахов Киево-Печерской обители, что особенно пригодилось в преддверии проведения Переяславской Рады и вхождения Малороссии в состав России.

Роль православных монахов в деле укрепления российской внешней политики оставалась высокой и в другие времена. Их вклад оценить весьма сложно, хотя во многом именно им сейчас многие государства Балканского полуострова обязаны своим правом на существование.