Обещанное государством пособие съёжится до неприличия
Пенсионный фонд России (ПФР) предложил изменить систему выплаты пенсионных накоплений. Между тем любые предлагаемые государством меры вызывают обоснованное недоверие россиян, уже ограбленных проводимой в стране пенсионной реформой.
По информации РБК, речь идет о повышении пороговой суммы пенсионных накоплений, ниже которой пенсионер получает всю сумму накопленной пенсии единовременно. Сейчас это 5% от суммы общей пенсии, большую часть которой составляет страховая пенсия по старости. ПФР предлагает другой расчет — 20% от прожиточного минимума пенсионера.
В случае принятия новой системы, а также в связи с тем, что накопительная пенсия в 2013 году была заморожена, свыше 90% пенсионеров будут получать накопительные выплаты единовременно, а не в виде регулярных доплат к основной части пенсии. Сказать что это хорошо или плохо — трудно. Ни первый, ни второй механизм не дают пенсионерам никакой ощутимой прибавки.
Предложение ПФР направлено на экспертизу в Минэкономразвития, Минфин, Центробанк, Национальную ассоциацию пенсионных фондов и Ассоциацию негосударственных пенсионных фондов. Интереснее всего мнение Центробанка, который является автором необнародованной пока концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК).
Ее, впрочем, решили так больше не называть. Также пообещали, что участие в ИПК будет добровольным. Похоже, власть, испугавшись падения своего рейтинга из-за пенсионной реформы, пытается отыграть назад везде, где только можно. Не исключено, что повышение пенсионного возраста было нужно лишь для того, чтобы принудительно и массово «загнать» народ в ИПК.
Между тем, по мнению экономиста Михаила Делягина, нехватка средств в Пенсионном фонде может с лихвой компенсироваться из бюджета, в котором триллионы рублей профицита. Однако социально-экономический блок правительства по каким-то причинам делать этого не хочет. В то время как поднять пенсии до 25 тысяч рублей можно прямо сейчас.
— Мы сейчас находимся накануне пока не вполне понятной по содержанию, но все-таки новой модели накопительной пенсионной системы, — говорит экономист Никита Масленников. — Ясно, что один из критериев ее привлекательности является то, сколько человек получает от участия в этой системе. В 2018 году первые такие выплаты начались. В целом население РФ получило 11 млрд. рублей. Дальше объем будет нарастать…
«СП»: — Так ее же, накопительную пенсию, заморозили?
— Да, тем не менее там есть определенные направления. Они работают. Мы все-таки имеем в накопительной системе 4,2 трлн. рублей. Эти средства, обращаясь на финансовом рынке, приносят доход, доход выплачиваться людям. В 2018 году начали, в 2022—2023 годах сумма выплат населению составит уже около 30 млрд. рублей, в 2027-м около 60 млрд. рублей.
В связи с этим возникает два вопроса. Первый: издержки системы — выплачивать сразу или помесячно? И второй: удобство выплат для людей. У нас есть те, кто был в системе 1,5−2 года, потом их убрали, потому что все возрасты 1953 года рождения и ниже были не допущены в эту систему. Ведь если ежемесячно выплачивать по 60−80 рублей — это будет малозаметно.
И кроме того для того, чтобы обеспечить гарантированную выплату хотя бы по 300−500 рублей в месяц на весь срок дожития, сумма клиентского счета должна составлять 177 тысяч рублей. А сегодня средний счет в накопительной системе сократился до 68 тысяч рублей. С этим разрывом и связана инициатива ПФР. Речь не идет о том, чтобы кого-то допускать или нет.
Инициатива ПФР еще раз обращает внимание на необходимость запуска того, что до недавнего момента называлось ИПК и отработки всех технических деталей. Возможно, обсуждаемый сейчас порядок выплат станет частью будущей накопительной системы. Но пока сейчас обсуждается общий принципиальный вопрос — условия допуска в систему. Что значит добровольность участия? Точно известно, что накопления будут частной собственностью граждан. Но это все.
Но в целом предлагаемый сейчас ПФР порядок, с одной стороны, минимизирует издержки, а с другой мотивирует и выстраивает сознание людей. Они учатся рассчитывать свое участие в системе в зависимости от того, что им важнее: ежемесячные выплаты или единовременная сумма. Так что вполне логичная инициатива.
А вот эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев полон скепсиса.
— Все это заставляет переживать за судьбу накопительной пенсии. Вначале правительство ввело мораторий, что позволило сэкономить бюджету порядка 2 трлн. рублей, а затем предлагает перестать выплачивать пенсию людям, которые отчисляли недостаточно денег. Учитывая тот факт, что средняя сумма накоплений гораздо меньше предложенной, без ежемесячных выплат могут большинство граждан.
«СП»: — Зато администрирование выплат дешевле обходится…
— Вполне возможно, спустя некоторое время, чиновники примут решение и вовсе отказаться от каких-либо выплат, ссылаясь на высокие издержки по транзакциям. Для бюджета это возможно правильное решение, однако, оно в очередной раз подорвет доверие как к ПФР, так и к государству.
Пенсионные накопления страны — это важный источник денежных средств, которые можно тратить на развитие страны (в теории) или решать сиюминутные проблемы. Вследствие чего желание монетарных властей и ПФР вдохнуть новую жизнь в систему вполне оправдано, но с точки зрения народа их действия больше похожи на грабеж, а не заботу.
Кроме того, все эти манипуляции с пенсиями совершенно не имеют предпосылок на текущий момент. Зачем отнимать у людей деньги в условиях снижения реальных зарплат, когда в федеральном бюджете присутствует более 13 трлн. рублей?
В свою очередь руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов указывает на кризис доверия к государству в пенсионных делах.
— Сейчас начнется шум: НПФ будут за эти накопительные деньги пенсионеров цепляться и возражать: мол, пенсии предназначены для пожизненного спасения граждан от бедности, а если выплатить при выходе на пенсию все накопленное сразу, то якобы и смысл теряется. В реальности же большинство НПФ просто не хочет лишаться, понятно, даже денег тех, для кого толком ничего скопить не удалось.
Однако «вестись» на эти вопли как бы «в защиту интересов пенсионеров» не надо: НПФ и так достаточно нажились на этих людях, которые, по сути, не смогли состояться как пенсионеры с точки зрения накопленных для них через созданную систему сумм.
«СП»: — Это их вина? Или с НПФ и государства тоже надо спрашивать?
— Большинство негосударственных фондов сработали вообще в минус. Остальные изображали бурную деятельность, лишь в единичных случаях превосходя инфляцию, а в общем случае накопления крутились, не поспевая даже за официальным ростом цен. Зато сотрудники управляющих фондов исправно получали свою долю: уж точно больше пенсионеров.
Вообще, только если сам пенсионер даст по своей собственной инициативе согласие, чтобы его деньги оставались и дальше в фонде, продолжая формировать накопления, если сам человек считает, что ему так выгоднее, что накоплениями фонд распорядится лучше, чем он сам — только тогда следует оставить его накопленные на сегодня деньги в НПФ.
«СП»: А- как же прибавка к страховой пенсии, которой соблазняли будущих пенсионеров?
— Средняя сумма пенсионных накоплений у граждан сейчас — менее 75 тысяч рублей. С 2014 года накопления заморожены, то есть, по сути, пенсионные деньги людей тают, их с каждым годом съедает инфляция. Но даже если и без заморозки бы считали, то с подобной суммы доплаты к пенсии, размазанные на годы, все равно составили бы меньше 1 тысячи рублей в месяц. И, конечно, куда правильнее — освободить людей от «пенсионного крепостного права» хотя бы в этой части, выплатив им эти деньги целиком — скажем, до конца 2020 года.
У подавляющего большинства там вообще накоплено меньше 50 тысяч рублей. Это соответствует будущей «накопительной пенсии» менее 200 рублей в месяц. Уверен, зная об этом, люди однозначно предпочтут взять свои 30 тысяч или 50 тысяч рублей сейчас, пока от них вообще что-то осталось. Наивно же рассчитывать, будто волшебники из НПФ превратят такую сумму в миллионы.
«СП»: — И куда их? Под матрас?
— А люди сами могут найти своим деньгам, куда лучшее применение. Часть потратят, если им это нужнее, а остальное разместить смогут либо просто на банковский вклад под проценты, либо для самых продвинутых — большую часть в облигации и меньшую, например, в электронные золотые контракты — открыв под все эти операции ИИС (индивидуальный инвестиционный счет) в солидной брокерской компании или при банке. Небольшая часть «спасенных» от умирания в НПФ денег может попасть и на краудфандинговые площадки: по принципу, в 100 разных стартапов по 100 рублей.
А может, понесут что-то добровольно и в систему ИПК. Не сразу, но по мере того как ЦБ и правительство раскроют «правила игры» в большем количестве деталей. Государство тем самым тоже решит две задачи: хотя бы в части недовольства НПФ снимет социальное напряжение вокруг пенсионной реформы, постаравшись одновременно собрать на добровольных началах и эти деньги тоже под свое крыло.
«СП»: — После неоднократного пенсионного «кидалова» власти доверие, кажется, потеряно уже к любой форме пенсионных накоплений…
— Последнее может получиться, только когда и самим чиновникам, и потенциальным пенсионерам станет ясно, кто точно будет управлять, насколько эффективнее чем провалившаяся с треском прежняя система. И есть ли реально лучший выбор у будущего пенсионера, чем копить на собственную пенсию самому, в меру сил проявляя иногда маленькие инициативы по управлению собственным накопительным счетом.
Хрен в виде ИПК должен хотя бы внешне быть слаще редьки от НПФ. Иначе люди не поверят и туда не пойдут.