В шекспировском «Макбете» после того как леди Макбет помогает убить короля Дункана, она сетует, что, как бы ни старалась, ей никогда не удастся отмыть свои руки.
Сегодня врачи сталкиваются с похожей проблемой. Как и леди Макбет, множество пациентов обращаются с подобным симптомом — постоянным ощущением грязных рук, даже тогда, когда их, казалось бы, нечему и загрязнять.
«Мы нередко сталкиваемся с пациентами, у которых присутствует навязчивое желание как можно чаще мыть руки. Обычно это является симптомом навязчивого невроза (обсессивно-компульсивный синдром), а также следствием физической или эмоциональной травмы», — поясняет психолог Стэнли Рахман.
Иррациональный страх перед грязью и микробами вызывает неотступное желание мыться у людей страдающих навязчивым психическим расстройством. Так, некоторые страдающие навязчивым неврозом больные намеренно ограничивают свою интимную жизнь занятием любовью только в определённом помещении дома, боясь половых выделений.
Однако порой боязнь загрязнений не относится к реальным загрязнителям — такое состояние психолог Рахман называет «ментальным загрязнением».
«Это стойкое чувство внутренней загрязнённости, вызванной психологическим или психическим нарушением», — говорит Рахман. «Источником грязи в данном случае выступают не внешние загрязнители, такие, как например, кровь или пыль, а человеческое взаимодействие».
Психическая деградация, унижения, болезненная критика, предательство — всё это может привести к формированию ментального загрязнения. Пациенты могут испытывать чувство загрязнённости при непосредственном контакте с индивидом, который обманул их, или даже при упоминании об этом человеке.
Прямо как герои романа Джоан Роулинг «Гарри Поттер» напрочь отказываются произносить вслух имя злого владыки Волан-де-Морта, так и такие пациенты могут стойко не желать называть имя своего обидчика. Поэтому лечение болезни с неопределённым возбудителем крайне непросто.
Обычно при излечении от страха перед определённым физическим возбудителем используется форма терапии, которая включает в себя неоднократно повторяемое воздействие ом фобии. Например, больные, страдающие от страха перед микробами должны преодолеть свою фобию и хотя бы коснуться мусорного бачка.
По утверждению Рахмана, четверть таких пациентов после первых сеансов обычно отказываются от лечения или не выдерживают. А из 10 больных, подвергающихся данной форме терапии, трое так и не испытывают никаких улучшений. В этих случаях лечение может не иметь эффекта вообще, так как причина расстройства кроется лишь в мозгах людей.
Рахман вёл эксперимент по наблюдению за 50 молодыми девушками, подвергшимся сексуальному насилию. Многие женщины сообщали, что их не отпускает стойкое чувство «загрязненности» после случившегося, и они навязчиво пытаются смыть с себя эту грязь. Однако часть женщин так и не смогла избавиться от неотступного ощущения даже спустя много месяцев.
Рахман со своими коллегами считают, что они вплотную подошли к эффективному методу лечения ментального загрязнения, который уже дал результат по 12 пациентам, страдающих от обсессивно-компульсивного расстройства. Сейчас исследователи планируют провести более обширный экспериментальный процесс, который позволит им полностью убедиться в предварительных результатах предыдущих терапевтических методов.
Если выбранный способ лечения продемонстрирует свою дальнейшую эффективность, то «мы сможем помочь всем тем нуждающимся, которые сейчас, как леди Макбет, — за пределами наших возможностей», — утверждает психолог Рахман.
отсюда