Очень серьезно готовится к появлению будущего потомства самка утконоса. Перед откладкой яиц она должна вырыть настоящий тоннель — нору длиной от пяти до двадцати метров с несколькими короткими принорками. Роет она свое убежище у воды, но вход в нее находится на суше. В конце норы самкаустраивает своеобразное «родильное» отделение -камеру, куда натаскивает сырых листьев, травы, тростника и древесных ветвей, которые предварительно ломает и разминает своим беззубым ртом. В нору все это добро она перетаскивает на животе, прижимая хвостом.

Затем, используя хвост в качестве своеобразной строительной лопатки, между «детской комнатой» и остальными помещениями гнезда, самка из земли и глины воздвигает толстую стенку. В этой камере она и остается. Замуровывает же она себя для того, чтобы сохранить в гнезде нужную температуру и влажность.

Наконец, отгородив себя от внешнего мира, утконосиха откладывает в гнезде два, иногда одно или три, тускло-белых яйца. Они у нее покрыты не скорлупой, как у птиц, а мягкой пленкой из рогового вещества, как у большинства пресмыкающихся.

Затем, свернувшись клубком вокруг кладки, самка в течение 7-10 дней согревает яйца теплом собственного тела, температура которого около 25 градусов. И при этом она все время находится на месте, ни на минуту не оставляя кладку без присмотра.

Утконосиха — заботливая мамаша. Ведь еще в течение целого месяца она находится рядом с появившимися на свет крошечными детенышами. И все это время самка кормит их молоком, в котором, при обилии жиров и белков, совсем отсутствует сахар. Поскольку у самки утконоса соски отсутствуют, во время кормления она ложится на спину, а маленькие детеныши взбираются на родительницу и начинают давить клювиками на особые, лишенные растительности, участки кожи, называемые млечным полем. На нем находятся очень крупные поры. Из них, как из губки, выступают капельки молока, которое стекает в небольшую бороздку на брюхе. Из этого «корытца» детеныши его и вылизывают, пока не научатся сами добывать себе еду.

Пока малыши растут, мать оставляет их самих лишь на краткое время, чтобы перекусить и подсушить мех. При этом, уходя, она обязательно закрывает вход влажной землей.

На молочной диете малыши утконоса содержатся около 4 месяцев, а затем начинают на короткое время выходить из норы на охоту.

Любопытные отношения между матерью и малышом складываются у коал. Первое время детеныш находится в сумке матери и до шестимесячного возраста питается молоком. Когда же он начинает отвыкать от молочной диеты, то мать его подкармливает особым продуктом: своими испражнениями, которые, однако, на обычные экскременты не похожи, поскольку состоят из полупереваренных листьев эвкалипта.

Эту кашицу мать выделяет примерно в течение месяца. После этой диеты — в возрасте 7-8 месяцев — малыш покидает материнскую сумку и. забирается ей на спину. И мать терпеливо таскает своего массивного ребенка на себе до тех пор, пока ему не исполниться год.

Носят на себе своих отпрысков и некоторые другие млекопитающие. Например, у муравьеда только что появившийся на свет малыш сразу же забирается на спину матери, где его очень сложно увидеть, поскольку его рисунок меха сливается с рисунком матери. Около месяца малыш остается на спине родительницы. А потом начинает делать недолгие самостоятельные вылазки в незнакомый мир. И лишь в двухлетнем возрасте он обретает полную самостоятельность.

У ленивца первые четыре месяца новорожденный висит на груди матери, и все это время она почти не двигается. И только когда малышу исполнится девять месяцев, он перебирается на соседние ветки дерева.

Вцепившись в шерсть, перемещаются на спине матери юные опоссумы, бегемоты, ящеры.

У некоторых же видов новорожденные сидят у основания хвоста матери. Детеныши каланов и обезьян тоже определенное время не покидают тело матери, примостившись на ее груди или на брюхе.

А вот детеныши летучих мышей, чтобы не свалиться во время полета, цепляются зубами за сосок или за особый придаток в паховой области, а коготками держатся за материнское тело.

Кстати, если соски практически у всех млекопитающих находятся на брюхе, то у самки гаитянского щелезуба — на. ягодицах. Факт — невероятный! Но не менее любопытен и тот факт, что у обитающего в Малайзии одного из видов летучих мышей самцы способны вырабатывать молоко, правда, «удои» у них в несколько раз ниже, чем у самок.

Немало внимания уделяют млекопитающие гигиене детенышей. Мать постоянно выискивает у детенышей блох, вылизывает у малышей шерсть. И этот инстинкт, по-видимому, развит у всех без исключения зверей.

Особенно преуспела в этом деле соня-полчок. Где-то в начале июля у нее появляется потомство. И, как любая мать, она недели три усердно кормит новорожденных молоком. И при этом много и долго лижет их мордочки. Чуть позднее уже детеныши лижут ее истекающий слюной рот и язык. Затем она лижет их слюну.

Правда, в чем смысл этого загадочного поведения, пока зоологи сказать не могут. Возможно, слюна матери содержит какие-то вещества, необходимые для нормального развития сонь. По крайней мере, так думают ученые.

В свою очередь некоторые землеройки собственной слюной утоляют жажду своих детенышей.

А вот самки енотовидных собак и барсуки периодически своих детенышей выносят из нор на поверхность. Затем снова аккуратно несут обратно в гнездо. Эту процедуру животные делают, скорее всего, для дезинфекции тела детей, а, возможно, и еще с какой-то иной целью.

Многие млекопитающие дают малышам своеобразные уроки выживания. Например, взрослые сурикаты, или земляные человечки, обучают молодь ловить, обезвреживать и есть различных членистоногих, среди которых встречаются и ядовитые. Причем в коллективной жизни сурикат эта «педагогика» занимает значительное место.

Когда детёныши очень маленькие, всю опасную пищу им доставляют мертвой. Но по мере взросления малышей им все чаще притаскивают живую еду. При этом взрослые сурикаты наблюдают, как малыши расправляются с жертвой. И если вдруг добыча пытается уползти, взрослый подталкивает ее к малютке носом или лапами.

Из книги «100 великих рекордов животных», автор Анатолий Бернацкий