Интересная закономерность – чем более плачевно реальное положение безнадежно угасающих в «нэзалэжной» остатков предприятий и конструкторских бюро некогда, и вправду, могучих авиационной, ракетостроительной и космической отраслей, тем более амбициозные и масштабные прожекты в этих областях там озвучиваются.
Не будем потешаться, припоминая украинцам их собственную поговорку насчет альтернативно одаренных субъектов, богатеющих исключительно в собственных мечтах… Рассмотрим некоторые из озвученных на Украине громких идей, соотнося их при этом с грубой и приземленной реальностью.
Переплюнуть русских
Бывшее когда-то одним из признанных флагманов той части отечественной науки, что работала на ракетно-космическое направление, конструкторское бюро «Южное», расположенное в украинском Днепропетровске, ныне обкорнанном тамошними «патриотами» до Днепра, регулярно пытается привлечь к себе внимание, обещая «вот-вот создать» нечто совершенно сногсшибательное. Это, собственно говоря, мало кого уже сегодня удивляет и, тем более, впечатляет. К такого рода «мэсседжам» относится, например, заявление генерального директора КБ Александра Дегтярева о том, что возглавляемое им предприятия, оказывается, уже разработало ракетный двигатель, способный «переплюнуть» российский РД-171М, считающийся сегодня самым мощным в мире (среди жидкостных). Да неужели?!
Впрочем, интрига разрешилась довольно быстро – сам же Дегтярев признался, что речь идет о некоем РД-815 с тягой… 250 тонн. Позвольте, но ведь РД-171М тянет все 740! Где ж тут «мощнее»? Обладающий, как видно, неисчерпаемой фантазией гендиректор и тут нашелся – если к первой ступени «перспективной» украинской ракеты Маяк 3.9 «присобачить» вместо одного российского (реального) двигателя три украинских (тоже «перспективных»), то как раз на десять тонн больше и получится. Превзошли! Воистину, изобретательность представителей «нэзалэжной» в вопросах «отмазок» совершенно безгранична…
Слова эти, заметьте, ничем реальным не подтверждены. А голословно можно хвалиться чем угодно – хоть созданием «вечного» двигателя… Дело тут в другом – на сегодня все «перспективные проекты» «Южного» либо остаются на бумаге по причине невостребованности, и, соответственно, полного отсутствия финансирования, либо и того хуже — оказываются чистой воды «липой». Именно такая крайне неприглядная истина вскрылась недавно – при попытке представителей КБ выдать за «новейшую разработку» вооружения для боевых вертолетов советскую ракету 80-х годов прошлого столетия Р-73. Да еще и кому – новоизбранному президенту Зеленскому! Ну, этот правда, в ракетах разбирается, как… Но все равно – нехорошо получилось.
Построить шаттл
Что же до анонсированного Дегтяревым «чудо-двигателя», то он пока что существует лишь в чертежах (в лучшем случае), и, как признает сам генеральный, «может быть создан за пару лет». Но это – исключительно «при должном финансировании». Вот тут-то и загвоздка. Финансировать кто будет?! Киев? Из каких, интересно, средств? Иностранцы? А как насчет долга в 200 миллионов долларов, образовавшегося после провальной программы «Морской старт», который переживающая сегодня далеко не лучшие дни корпорация Boeing вынуждена буквально выколачивать из «Южного» и ПО «Южмаш» через суды? Неужели там считают, что после такой «рекламы» найдется кто-то, кто даст еще хоть копейку?
Да и не обойтись тут копейками. Так, в модернизацию того самого РД-171М до модификации РД-171МВ, который украинцы так стремятся любой ценой перещеголять, было вложено примерно 7 миллиардов рублей. Эта цифра в свое время была озвучена гендиректором НПО «Энергомаш» Игорем Арбузовым. Найдутся ли у Украины в нынешнем ее состоянии суммы такого порядка? Более, чем сомнительно. Это, впрочем, не мешает все тому же «Южному» носиться с еще более сногсшибательными проектами.
Не так давно на официальном сайте КБ появилось сообщение о том, что там уже вовсю идет разработка «орбитального космического самолета для доставки на низкую околоземную орбиту и возвращения с нее космонавтов и различных грузов». Спейс-шаттл по-украински – рыдай, Россия, посыпай голову пеплом лузер Илон Маск! Информацию, правда, впоследствии удалили – видимо поняли, что слишком уж заврались, но кое-какое представление о размахе охватившей руководства «Южного» «маниловщины» она дает. На самом же деле, утратившее из-за разрыва отношений с Россией более 80% заказов когда-то мощное предприятие отчаянно пытается найти новых инвесторов для своих проектов. Вот только кому они нужны на Западе?
Создать вертолет. Или выпросить…
Вот и остается украинцам только мечтать, да строить несбыточные планы. Впрочем, касается это не только ракетостроения и конкретно «Южного». Недавно о намерении Украины «наладить серийное производство собственных боевых вертолетов» заявил генеральный директор тамошнего государственного концерна «Укроборонпром» Павел Букин. По его словам, это вполне по силам входящему в концерн ОАО «Мотор-сич» и прочим «предприятиям авиационного кластера Концерна», в содружестве с «некоторыми частными оборонными предприятиями». Какие конкретно фирмы входят в означенный клистир, простите – «кластер», Букин не озвучил, зато похвастался, что сегодня силами «Укроборонпрома» уже созданы «гидростабилизирующие платформы» (правда, предназначенные для российских Ми) и даже некий «подвесной модуль ПМ-ЛКТ», способный безошибочно обнаруживать и распознавать «вражеские наземные цели». Ну, то есть, вертолет уже готов, практически… Платформа и модуль есть – дело за малым! Похоже, «авиационный кластер» украинской «оборонки», на сегодня не способный обеспечить даже нормального ремонта и технического обслуживания имеющихся жалких крох того, что еще способно отрываться от земли в «нэзалэжной», стоит на пороге очередного грандиозного «распила» бюджетных средств.
Знаете ли, намного более реалистично на этом фоне выглядит другой план по обретению Украиной собственного парка боевых ударных вертолетов, вместо имеющихся в наличии опять-таки российских Ми-24, давно выработавших весь мыслимый и немыслимый ресурс. Таковой недавно был изложен в одном из тамошних ультрапатриотических СМИ. Конкретно – в печально прославившимся самоубийством своего создателя «Информационном сопротивлении», претендующем на роль едва ли не ведущего ресурса «нэзалэжной» в области военной аналитики. На этом самом портале не далее, как неделю назад была опубликована статейка, автор которой на полном серьезе утверждает, что не доставшиеся Пакистану ударные вертолеты Bell AH-1Z Viper непременно должны быть … переданы Украине! Нее, ну а шо?! Канадцы вон, бронетранспортеры обещают, а американцы ж еще богаче – что им стоит вертолетов нам подкинуть! Бесплатно, желательно. Простейшая мысль о разнице в цене того металлолома на колесах, которое Канада рада-радешенька утилизировать в «нэзалэжной» и новеньких боевых вертолетов, в черепные коробки «аналитиков» из «сопротивления» даже и не стучится. Что, впрочем, неудивительно.
Я, кажется, в самом начале, обещал избежать цитирования украинского народного фольклора относительно «дурней, богатеющих думкой»?
Увы, этот зарок придется нарушить. Простите, но иных ассоциаций в данном случае просто не возникает.