Правительница Китая У Цзэтянь (624-705 годы нашей эры) жила в эпоху, когда женщин не ставили ни во что. Несмотря на это, она умудрилась подчинить себе огромную страну и фактически править ей 40 лет!
Китайцам, жившим в VII веке, хорошо было знакомо назидательное стихотворение:
Когда родится сын,
Положи его спать в колыбельку,
Дорогими пеленками кутай,
Дай ему игрушки из яшмы.
Когда родится дочь,
Пусть она спит на полу,
И будет пелената в тряпки,
Дай для игры ей кусочек черепицы.
Жители Поднебесной воспринимали мальчиков как продолжателей рода, кормильцев семьи и тех, на кого родители могут опереться в старости. Девочки были людьми второго сорта. В гареме китайского императора и даже просто состоятельного китайца были первые, вторые, третьи, четвертые жены, наложницы, рабыни, служанки. Они не имели возможности свободно общаться со своим повелителем. А за измену обитательниц гарема карали смертной казнью.
В тринадцатилетнем возрасте лет будущая императрица попала в гарем всемогущего императора Тай-цзуна в качестве младшей наложницы. Она получила титул «талантливая наложница» и выполняла секретарские функции, продолжая своё образование.
У так и не вошла в фаворитки императора и предположительно не была приглашена в его спальню. По её собственным записям, когда она сопровождала императора, он обратил её внимание на необъезженного жеребца. Тогда она предложила императору попробовать усмирить жеребца сначала железным прутом, потом железной кувалдой по голове, а потом, если не подействует, железным кинжалом вырезать язык у коня. Похоже, этот инцидент напугал императора.
У Цзэтянь томилась в гареме, занимаясь бессмысленным рукоделием и надеясь привлечь внимание императора Поднебесной. Она лелеяла мысли о возвышении. Впрочем, у нее хватило ума ни с кем ими не делиться. Можно представить себе, как бы смеялись над мечтами о власти жалкой наложницы.
Но это была еще не беда. Настоящим несчастьем стала смерть Тай-цзуна в 649 году. Согласно традиции, сын правителя не имел права наследовать его гарем. Всех жен и наложниц после смерти их повелителя отправляли доживать свой век в буддийский монастырь. А новый император «основывал» новый гарем. Более того, отношения сына с женой или наложницей отца приравнивались к кровосмешению…
У императора Тайцзуна было 14 сыновей, но не было детей от У, что позволяло бы ей остаться во дворце. После смерти Тай-цзуна в 649 году она, по обычаю того времени, была отправлена монахиней в буддийскую обитель, храм Ганье до конца жизни. Однако ещё во время жизни во дворце за ней ухаживал сын императора Ли, который позже занял трон как император Гао-цзун. Пребывание в монастыре научило её смирению, самоконтролю и медитации.
Но после смерти Тай-цзуна придворный мир начал понимать, что такое тихая овечка У Цзэтянь. Как оказалось, долгие годы «на задворках» гарема маленькая наложница не провела даром. Все это время она не только мечтала о милости повелителя. У Цзэтянь умудрилась наладить более чем теплые отношения с его сыном Гао-цзуном.
После кончины отца Гао-цзун, наследник престола, понял, что не может обходиться без верной У Цзэтянь. И в итоге ввел ее в свой гарем. Поступок по тем временам неслыханный. Но, как говорится, что позволено Юпитеру… Воле императора никто не посмел воспротивиться.
Итак, хитроумная У Цзэтянь, в отличие от своих более высокопоставленных «коллег», продолжила свои дни в гареме, а не в монастыре. Впрочем, провести некоторое время в буддийской обители ей все же пришлось, но вскоре она вернулась во дворец. Вернулась, чтобы править.
Соратники Тай-цзуна, высшая аристократия, императрица Ван и наложница Сяо были оскорблены возвышением простолюдинки. Тут и начинаются «скандалы, интриги, расследования». Когда умерла дочь У Цзэтянь, та обвинила императрицу Ван в намеренном убийстве. Надёжных данных об обстоятельствах смерти дочери не имеется, и среди исследователей и комментаторов выдвигалось несколько противоположных гипотез — что убийство было осуществлено императрицей Ван из мести, что, наоборот У Цзэтянь, жестоко убила ребёнка, чтобы обвинить императрицу Ван, и что ребёнок умер от удушья из-за врождённого дефекта шеи…
В результате скандала в 655 году она стала императрицей, отстранив императрицу Ван. В дальнейшем У принесла Гао-цзуну четырёх сыновей и ещё дочь, принцессу Тайпин.
В сложной подковёрной борьбе императрице удалось одержать победу: к 660 году все её недоброжелатели были удалены от двора, соперниц «по её приказанию четвертовали и утопили в вине без суда и следствия»
В 683 году скончался Гао-цзун — император и супруг У Цзэтянь. После этого намерения вдовы стали очевидны: она решила стать главой государства. Первой женщиной на этом посту. Поначалу соотечественники не верили в то, что кто-то — пусть даже главная жена покойного властителя Поднебесной — может помыслить о таком.
Но У Цзэтянь обставила все очень хитро. Власть для начала передали ее старшему сыну Чжун-цзуну. Он не продержался во дворце и месяца: мать собственноручно лишила его престола, сослав в провинцию. У Цзэтянь грустно жаловалась на бездарность отпрыска как правителя.
Власть тогда передали ее другому сыну — Жуй-цзуну, которого она, сжав зубы, терпела целых шесть лет. Понятно, что фактически страной по-прежнему правила она. Но воцариться себе не позволяла. Такой поступок мог вывести народ из терпения и спровоцировать крупное восстание.
К 690 году народ был как следует подготовлен: людям внушили, что император бездарен. Наконец У Цзэтянь официально сама назначила себя императрицей. Точнее, императором: она требовала, чтобы называли ее мужским титулом — «хуанди». Ничего подобного до сих пор в Китае не было.
Вскоре стало ясно, зачем дальновидная У Цзэтянь так старательно насаждала буддизм. Народу было объявлено, что новоявленная правительница — дочь самого Будды, и где-то есть пророчество, в котором говорится: следующее воплощение просветленного придет на землю именно в женском образе.
Несмотря на весьма тернистый путь к власти, У Цзэтянь умудрилась стать не самой худшей властительницей Поднебесной. Да, она не терпела никакого инакомыслия и жестоко расправлялась с оппозиционерами. Но именно при ней расцвело сельское хозяйство, выстроилась четкая система поступления на государственную службу, северо-восток Китая освободили из-под власти тюрков. В стране воцарилась относительно спокойная и сытая жизнь.
Придворные трепетали при одном упоминании имени У Цзэтянь. Согласно легенде, императрица, в свое время натерпевшаяся от мужчин, любила унижать представителей сильного пола. Она заставляла чиновников, приходивших с ней с докладами, удовлетворять ее похоть. Правда ли так было, неизвестно. Но до нас дошло изображение чиновника, доставляющего удовольствие властительнице.
У Цзэтянь старела. Нужно было думать о том, кому передать власть. Что делать? Пришлось вернуть из «эмиграции» старшего сына. И назначить его наследником. Дряхлеющая правительница была уже не та, что прежде. Она теперь легко доверялась молодым аферистам, которые по совместительству становились ее любовниками.
В конце концов заговорщики свергли с престола выжившую из ума повелительницу Поднебесной. А императором стал когда-то сосланный в провинцию первый сын императрицы — Чжун-цзун.
Со свергнутой правительницей обошлись лучше, чем она сама поступала со своими врагами. У Цзэтянь дали дожить до естественной смерти. Ее похоронили с почестями. Сама императрица повелела ничего не писать на ее могиле: пусть потомки-де сами решат, какой эпитафии она достойна.
P.S. Фотографии, представленные в посте, из китайской дорамы «Императрица Китая». Иллюстраторы изображали У Цзэтянь по-другому:
Да, такой была властительница Поднебесной. Впрочем, в каждом времени и в каждой стране — свои понятия о красоте.
Возможно, будущая императрица пленила Гао-цзуна вовсе не прекрасным обликом — в конце концов, он мог иметь самых лучших женщин в стране, — а умом и талантами. Она была хорошо образована, писала стихи и прозу. Ее произведения вошли в то, что в Китае относят к литературному наследию династии Тан.