Возможно ли в нынешней России экономическое чудо?

Возможно ли в нынешней России экономическое чудо?

 

«Экономические чудеса» второй половины 20-го века были обязаны упорному труду народа в течение нескольких десятилетий, доступу на американский рынок и к американским промышленным технологиям.

Этим путем прошли после Второй мировой войны Япония и Германия, потом прошел Тайвань, потом Южная Корея и наконец Китай. Других экономических чудес в прошлом веке не случилось.

Экономическое чудо начинается с попытки скопировать американские изделия, сделав их дешевле. Сперва копии получаются низкокачественные, потом посредственные, потом на американском уровне, потом выше американского уровня. Но на этот путь уходят десятилетия упорного, целенаправленного и квалифицированного труда.

В первой половине 20-го века похожим путем пошел СССР. Воспользовавшись проблемами, возникшими у американского промышленного капитала, он купил за золото американские промышленные технологии. ГАЗ, АЗЛК, Магнитка – это все копии американских заводов, спроектированных американцами.

Все советские автомобили это – американских (ГАЗ, АЗЛК), немецких (трофейных) и итальянских (ВАЗ) образцов. Аналогично с советскими послевоенными самолетами-бомбардировщиками, начавшимися с полной копии американского Б-29, который у нас вышел под маркой Ту-4.

Советская ракетная программа началась с копирования ФАУ-2 (баллистические и космические ракеты) и ФАУ-1 (крылатые ракеты). Советский атомный проект тоже в значительной степени базировался на утечках из американского атомного проекта.

Но копирование это вовсе не зазорно. Это нормальный путь развития. Этим занимаются все страны и практически все фирмы. Никто не может сделать с нуля технических сложное изделие. Пытаясь скопировать что-то, ты получаешь массу ноу-хау, на изобретение и тестирование которых ушли бы годы, если не десятилетия.

Освоив копию, которая всегда хуже оригинала, можно переходить к улучшению своего изделия, базируясь опять-таки на чужих достижениях и лучших современных материалах, компонентах и технических решениях.

Самому построить автомобиль с нуля невозможно. На это нужны миллионы человеко-лет проб и ошибок, а также миллионы человеко-лет испытаний.

 

Илон Маск не придумал его автомобиль «Тесла» заново. Он взял лучшее из достижений автомобильной промышленности всего мира и добавил электрический мотор с аккумулятором. Большинство узлов «Теслы» были спроектированы и протестированы опытом многих лет эксплуатации в реальный условиях безвестными и известными автомобильными инженерами.

Аналогично с «российским» процессором «Байкал»: были взяты разработанные другими компаниями (американская MIPS) компоненты и размещены на кристалле, произведенном на тайваньской TSMC. И это нормально. Это мировой путь развития.

Рассчитывать, что вот сейчас мы изобретем что-то свое и оно «завоюет мир» – утопия. Ни у кого нет столько времени на изобретение и тестирование. Основной путь развития – скопировать у других, сделав дешевле и чуть-чуть потом улучшив.

Но и для копирования нужно много труда и квалифицированных людей. Сделать удачную копию намного сложнее, чем кажется дилетантам. Для улучшения копии нужны гениальные инженеры уровня Королева, Глушко или Туполева, способные понять как работает оригинал и придумать, что в нем можно улучшить, не испортив имеющиеся.

Идея скопировать американский Б-29 принадлежала Сталину, Туполев был сперва против. И лишь потом до него дошло, что без такой практики невозможен был бы его же оригинальный бомбовоз Ту-95, который до сих пор служит в ВВС России – и другие чудо-машины.

Беда, что у нынешней России нет ни одной составляющей «экономического чуда»: ни значительного количества желающих упорно поработать, учась на копировании чужих образов, ни доступа к западным технологиям.

Единственные конкурентоспособные товары России сегодня – это разнообразное сырье.

Если Россия хочет стать технологически развитой страной, ей надо не увлекаться инновациями и не гнаться с безумием за мировым лидерством, а начинать копировать лучшие мировые образцы для внутреннего рынка (с нарушениями иностранных патентов). Это и будет база для тех компаний, которые смогут спустя годы и десятилетия улучшить копии и начать продавать их на экспорт.

В авиастроении начать можно даже с «копирования» своих же советских образцов: скажем, гражданский лайнер Ил-86 был чрезвычайно удачным образцом, но «в силу причин» его перестали выпускать в 1997 году. А Суперджет – это не копирование, а закупка чужих узлов, из которых он состоит на 70 процентов. Тупиковый путь.

И последнее. Все же главное препятствие сегодня для запуска российского экономического чуда – это наше не мотивированное на него правительство. Все остальное можно наверстать. Немецкий экономист и госдеятель середины 20 века Людвиг Эрхард сказал когда-то замечательные слова: «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней».
➡ : https://publizist.ru/blogs/112992/31964/-