Эстонская пропаганда пытается создать собственную государственность из мифов и легенд. Утверждается, что «благодаря любви к отечеству и языку» крестьянская община стала эстонским народом, а земля превратилась в государство Эстонию. По случаю чествования этого «процесса» в Таллине регулярно, вот уже не протяжении 150 лет, проводится национальный песенный праздник.
В этот юбилейный год для фестиваля, который проходит красочно и в самобытных эстонских костюмах, не обошлось без ложки дегтя и громкого русофобского скандала, весьма свойственного постсоветской Эстонии.
Несмотря на жаркий общественный дискурс и протест, не прозвучит ни одной песни на русском языке, хотя до этого они исполнялись регулярно. Об этом сообщило издание Eesti Päevaleht. И это притом, что для трети населения небольшой прибалтийской республики русский язык является родным.
Художественное руководство мероприятия при подборе репертуара исходило из того, что это сугубо национально-культурный праздник, а культура нации строится на ее родном языке. Для нас это эстонский, очевидно
— попытался оправдаться директор фестиваля Пеэтер Перенс.
Он уверен, что «эстонский народ малочисленен», поэтому его нужно охранять особо, ведь в современном мире, пронизанном процессами глобализации, все малые языки и народности находятся под угрозой и должны тщательно охраняться.
Невозможно представить русскую песню на нашем Празднике. Мы и так достаточно долго терпели в прошлый раз то, что нам не нравится. Для исторической памяти эстонца русские народные напевы имеют слишком трагический вкус
— подчеркивает важность запрета представитель мэра Тарту Индрек Мустиметс.
Не остались в стороне и представители фольклористики:
Мне кажется, одна песня не сблизит два народа. Для меня, и, пожалуй, для многих представителей моего поколения, звук русского языка вызвал бы чувство, что мы все еще несвободны, что нас все так же пытаются контролировать и напоминают о том, как наше существование слабо на самом деле
— говорит Ингрид Рюйтель.
Российские эксперты и общественность неприятно удивлены тем, как русская песня взбудоражила тему независимости Эстонии, тем более когда все действо сопровождалось столь нелепой аргументацией.
Как мне кажется, налицо проявление очередного аграрного менталитета, хуторянской традиции, свойственной некоторым бывшим союзным республикам. Общество с такой «культурой» пытается на столько реально существовать, сколько доказывать через формальные мероприятия всем окружающим, что оно обладает полноценным существованием
— полагает российский политический обозреватель, эксперт по международным отношениям, Сергей Кулаков.
Использованы фотографии: ee.sputniknews.ru; elu.ohtuleht.ee